Дочернее предприятие "Белорусской нефтяной компании" BNK (UK) Limited временно приостановило экспорт нефтепродуктов через Клайпеду по новым контрактам. Об этом сообщила пресс-служба литовской компании Klaipėdos nafta.
Все контракты между BNK и KN остаются в силе, но выполнение договорных обязательств приостанавливается на неопределенный срок. Грузы, хотя и в меньших объемах, в настоящее время отправляются в Клайпеду и перегружаются на нефтяном терминале KN для дальнейшего экспорта.
В интервью Sputnik Литва экс-член общественного совета Минтранса России Сергей Храпач предположил, что контракты могут предусматривать санкции за неисполнение договорных обязательств.
"Если вот эта неустойка, которая, возможно, прописана… Скорее всего, она прописана в договорах с портом, будет ниже, чем тот положительный результат, который Белоруссия получит за транзит через российские порты, то, безусловно, они будут так поступать, поскольку и политически, и экономически им станет это выгоднее. И если же неустойка выше, то, скорее всего, это пока бравирование мускулами перед своими прибалтийскими партнерами после их очень неосторожных высказываний о возможном введении санкций против Белоруссии в свете последних политических событий", – заявил он.
Храпач добавил, что объемы перевалки и сумму контрактов, как правило, не разглашают, поскольку они составляют коммерческую тайну. Однако белорусские грузы занимают как минимум десять-двенадцать процентов от объемов перевалки в Клайпедском порту.
"Соответственно, потеря такого партнера повлечет за собой разрывы контрактных отношений и ущерб экономический… Это, наверное, даже не ущерб, а просто снижение маржинальности этого предприятия и, соответственно, наверное, прибалтам это будет нехорошо с экономической точки зрения, потому что заместительного партнера вместо белорусов найдут они нескоро. И, конечно, в это время будут нести убытки определенные, издержки по поиску", – сказал он.
В то же время, по мнению Храпача, России это может принести свою экономическую выгоду.
"С точки зрения России, наверное, такой вариант выгоден, потому что лишний товарооборот через российские порты повлечет за собой увеличение налогового поступления в наш российский бюджет, что не может не быть хорошо. С точки зрения россиян, это скорее положительная тенденция", – заключил он.