ВИЛЬНЮС, 15 дек - Sputnik. Политический класс Литвы готов уничтожить целую отрасль экономики ради достижения геополитических целей в Белоруссии, пишет для RuBaltic экономист и политический аналитик Александр Носович.
По словам аналитика, правящий класс Литвы допускает блокаду белорусского транзита, какой бы катастрофой это ни грозило Клайпедскому порту и "Литовским железным дорогам" (ЛЖД).
Ранее экс-кандидат в президенты Белоруссии Светлана Тихановская предложила правительству Литвы рассмотреть санкции против компании "Беларуськалий". Также она призвала Вильнюс не закупать продукцию предприятия, чтобы деньги не поступали режиму Александра Лукашенко. В республике пообещали обсудить такую возможность.
"Фактически провозглашенная Литвой лидером белорусской оппозиции Тихановская предлагает приютившей ее стране выстрелить в голову своей транспортно-логистической отрасли и обвалить железную дорогу и Клайпедский порт", – пишет Носович.
По словам аналитика, для калийных удобрений в порту построен отдельный терминал, который развивается на протяжении последних десяти лет. За это время "Беларуськалий" вложил в порт 100 миллионов евро, а доход порта от экспорта этой компании только за прошлый год составил более 90 миллионов евро. И от этого Тихановская призывает Литву отказаться ради "демократизации" в Белоруссии. При этом она предлагает не торговать и с "Гродно Азотом", "Нафтаном" и другими компаниями.
"Фактически речь идет о блокаде всего белорусского транзита, который составляет более трети грузооборота Клайпедского порта и ЛЖД", – пишет Носович.
Кроме того, отказ от всего этого означает коллапс и железной дороги, и порта, и потерю тысяч рабочих мест.
По словам Носовича, Вильнюс это должен воспринимать как наглость со стороны Тихановской, а вместо этого политики выражают сочувствие и солидарность.
"Литовский политический класс во всех его разновидностях готов на пике экономического кризиса уничтожить целую отрасль экономики ради достижения геополитических целей в соседней стране", – пишет экономист.
Как отмечает аналитик, у Минска и выбора другого не остается, кроме как перенаправить транзит в Россию. Это вопрос безопасности, потому что для прибалтийских правителей экономические интересы своих стран – ничто по сравнению с геополитикой. "В этом отношении Литва выступает "адвокатом" российской власти", – добавляет Носович.
"Готовность Вильнюса угробить Клайпеду и ЛЖД ради смены власти в Беларуси показывает, насколько верным было стратегическое решение России забирать свой транзит из Прибалтики и развивать собственную портовую инфраструктуру на Северо-Западе", – пишет аналитик.
Ранее бизнесмен, акционер компании "Терминал насыпных грузов" в Клайпеде Игорь Удовицкий в Facebook писал что, если Литва поддержит санкции в отношении белорусской компании "Беларуськалий", то это повлечет серьезные потери как для литовских работников, так и для белорусских.
Гендиректор Клайпедского порта Альгис Латакас, в свою очередь, оценил возможность введения санкций против белорусских грузов. По его словам, вопрос транзита через Литву произведенных в Белоруссии калийных удобрений должен решаться на политическом уровне.
Параллельно Москва и Минск активно ведут переговоры по переориентации транзита: согласовывают условия и прорабатывают коммерческие вопросы. Если белорусская сторона согласится на предложение РФ, то Прибалтика может недосчитаться больших денег.