Страны Европы боятся атомной энергии, причины у всех разные, но для абсолютного большинства стран это вопрос безопасности и политическая воля переключиться на "зеленую энергетику". Однако для Литвы причина одна. Вильнюс боится потерять на рынке долю своего очень дорогостоящего терминала СПГ, пишет колумнист Forbes Кеннет Рапоза.
При этом сама балтийская республика, как отмечает автор, уверяет, что ее выступления против БелАЭС "никак не связаны с экономикой". Однако в опасения Литвы по поводу "еще одного Чернобыля" верится с трудом.
Экономист и политический аналитик Александр Носович в интервью Sputnik Литва отметил, что нет сомнений в том, что Литву не беспокоит экологическая безопасность, о чем свидетельствуют случившиеся за полгода в самой республике инциденты.
"Экологическая политика Литвы и все экологические скандалы, которые случались там в последние полгода, показывают, что литовскому руководству до экологической безопасности своей страны и соседей никакого особенного дела нет. То, что конфликт вокруг БелАЭС не имеет отношения к экологии и страху перед повторением Чернобыля, это уже достаточно очевидно. Примечательно в этой истории только то, что об этом стали говорить и американцы, которые, как мы видим, не собираются подыгрывать литовским союзникам в этом вопросе и кудахтать насчет второго Чернобыля и подобных вещей", – сказал он.
По мнению Носовича, истинные причины позиции Литвы против БелАЭС кроются не только в экономическом аспекте, но и во внутриполитическом и геополитическом. Один из факторов – то, что станция строится всего в трех километрах от литовской границы.
"Это означает, что в приграничье Литвы и Белоруссии создается мощная точка роста, которая становится источником социальной привлекательности и притяжения граждан Литвы, в том числе для граждан нелитовской национальности. Именно в этом приграничье на востоке Литвы проживает большое количество национальных меньшинств, прежде всего польского, идентичность которого является неочевидной, смешанной. Строительство такого мощного драйвера социально-экономического развития, как атомная станция, которая предполагает строительство вокруг себя целого города атомщиков со всей сопутствующей инфраструктурой, с тысячами рабочих мест, хорошо оплачиваемой престижной работой, означает, что это население в политическом плане будет проявлять лояльность не к руководству Литвы, а к Белоруссии, к России. Потому что рабочие места будет давать Белоруссия, а данная станция является продуктом Союзного государства", – добавил эксперт.
Носович также считает, что Литва завидует Белоруссии, поскольку, отказавшись от Игналинской АЭС ради членства в Евросоюзе, она утратила статус "атомной державы" в регионе, который теперь приобретет соседняя страна.