ВИЛЬНЮС, 29 окт – Sputnik. Белоруссия рассматривает возможность поставки нефти из стран СНГ, Ближнего Востока, Африки через украинские порты и порты Прибалтики в качестве альтернативы поставкам из России.
Об этом в интервью изданию "Республика" рассказала заместитель председателя концерна "Белнефтехим" Светлана Гурина.
"Транспортные коридоры нам понятны, однако решение будет приниматься только в том случае, если альтернативные поставки будут экономически эффективны. Но обращу внимание: по мере осуществления налогового маневра и сближения цены на российскую нефть с мировой ценой привлекательность альтернативных поставок будет возрастать", – заявила она.
Гурина также подчеркнула, что белорусские заводы выпускают нефтепродукты, отвечающие всем национальным и международным требованиям, поэтому замена российской нефти на другую не повлечет за собой потери качества топлива.
Кроме того, Гурина рассказала, что после поставок "грязной" нефти пришлось снизить загрузку мощностей по переработке нефти, при этом выйти на запланированный объем транспортировки нефти пока не удается.
В сентябре президент Белоруссии Александр Лукашенко отмечал, что Минск изучает три варианта поставок нефти в страну, альтернативные поставкам из РФ. По его словам, это – организация реверсной прокачки по нефтепроводу "Дружба" из Польши, а также поставки по нефтепроводу "Одесса – Броды" с Украины и через порты Литвы и Латвии.
Налоговый маневр в нефтяной отрасли РФ, предусматривающий постепенное обнуление экспортной пошлины на нефть и повышение ставки налога на ее добычу, является спорным вопросом для Москвы и Минска.
Минск оценивал свои потери за шесть лет в сумму до десяти миллиардов евро, а в 2019 году – в 360 миллионов евро. Пресс-секретарь главы правительства РФ Олег Осипов заявлял, что "потери" бюджета Белоруссии из-за налогового маневра не относятся к обязательствам РФ перед Минском, в том числе финансовым.
Член Совета Федерации Григорий Карасин отмечал, что налоговый маневр является суверенным правом России, поэтому Минск не может требовать какой-либо компенсации за него. Однако Москва может содействовать Белоруссии в смягчении последствий его введения.