Литовский контингент насчитывает всего восемь военнослужащих и вряд ли способен существенно повлиять на обстановку в стране с населением свыше 40 миллионов человек, но главное — громко заявить о себе.
Сегодня возглавляемая Соединенными Штатами коалиция в Ираке "находится в состоянии повышенной боевой готовности, и отслеживает угрозы". Пожалуй, отслеживание угроз — основное, на что способна эта коалиция, поскольку ее успехи за минувшие 16 лет неочевидны. Об оккупации Ирака тогдашний президент США Джордж Буш объявил 1 мая 2003 года, однако и много позднее ни 150 тысяч американских военнослужащих, ни их многочисленные союзники-европейцы не смогли покорить Ирак.
Литва участвовала в миротворческой миссии с первых же дней — президент Роландас Паксас оперативно предложил национальному парламенту в мае 2003 года одобрить отправку в Ирак 130 литовских военнослужащих (отправили 120). Со временем менялись названия и формат операций, количество литовских участников в них, неизменной оставалась только горячая поддержка Вильнюсом политики Вашингтона.
Главное — участие
Группа военных инструкторов из Литвы с 2017 года действует в международной миссии "Непоколебимая решимость", уже седьмой по счету. Ввиду малочисленности литовские военнослужащие включены в контингент Дании (там же служат представители Латвии и Эстонии). Главная задача — обучение специалистов правительственной армии Ирака, чему не мешает даже фактическое отсутствие боевого опыта у литовских инструкторов.
Вся иракская реальность соткана из парадоксов. "Непоколебимая решимость" в целом направлена якобы против исламистских террористических группировок, которые появились в регионе после американских силовых коррекций.
Литовские политики и ведомства много лет спорят о судьбе своего контингента в Ираке. Председатель парламентской комиссии по делам НАТО Вацлав Станкевич еще летом 2005 года заявил о нецелесообразности дальнейшего участия литовцев в миссии в Ираке, но премьер-министр Альгирдас Бразаускас ответил, что вопрос об отзыве литовского контингента из Ирака "пока не стоит на повестке дня". Североатлантическая солидарность? Нет, указания из Вашингтона.
Министр обороны Литвы Юозас Олякас в 2007 и 2008 годах заявлял о выполнении боевой задачи, предлагал уйти — по примеру Великобритании, Дании и Австралии. Однако США попросили Литву продлить деятельность миссии. Президент Валдас Адамкус и министр иностранных дел Пятрас Вайтекунас беспрекословно инициировали отправку в Ирак новых подразделений литовских военнослужащих. Этому не помешал даже дефицит финансовых средств.
Численность пехотинцев из бригады "Железный волк" в Ираке постепенно снижалась со 120 до 50 человек. А сегодня в шести международных операциях НАТО, ЕС и ООН действуют немногим более 30 литовских военнослужащих, в том числе 21 человек — в Афганистане (операция НАТО "Твердая поддержка"). Главное — не результат, а участие.
Ландскнехты — не союзники
Госдеп США в середине мая призвал американских граждан отказаться от поездок в Ирак из-за террористической угрозы и вооруженных конфликтов. При этом никто не порекомендовал покинуть этот погибельный регион литовским военнослужащим. Вероятно, литовцам придется еще долго обозначать здесь "непоколебимую решимость" и рисковать жизнью во имя "американской исключительности".
Разумеется, о патриотизме, который вел бы литовцев в бой за интересы США и НАТО, речи не идет. Невысока и финансовая мотивация — за полгода службы в Ираке можно заработать около 10 тысяч долларов, это доход водителя грузовика в мирной Литве за тот же период. Ранее газета Kauno diena отмечала, что добровольцев не хватает, литовских военнослужащих приходится посылать по приказу командования.
Литва в последние годы значительно "прибавила" в мировом рейтинге военной мощи, особенно на фоне соседних Латвии и Эстонии. Но реальное геополитическое влияние Вильнюса можно рассмотреть лишь под микроскопом. Полагаю, в Ираке и других горячих точках планеты мы не дождемся литовских военных побед.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.