ВИЛЬНЮС, 24 дек – Sputnik. Литовские перевозчики с разочарованием встречают самые большие праздники года из-за бездействия властей в ситуации с застрявшим грузовым транспортом в Белоруссии, заявил президент Национальной ассоциации автоперевозчиков Литвы Linava Эрландас Микенас.
Ранее премьер-министр балтийской республики Инга Ругинене сообщила, что "значительное количество" литовских грузовиков, ранее застрявших в Белоруссии, уже курсирует между странами. Кроме того, ведомства продолжают работу по возвращению оставшихся транспортных средств.
При этом Микенас указал, что подобные заявления премьера "явно не соответствуют действительности" и создают "ложное впечатление о разрешении кризиса".
"Перевозчики не могут подтвердить такую информацию. Только премьер-министр может ответить, кто ей ее предоставил. На самом деле все обстоит наоборот. Литовские грузовики по-прежнему стоят на стоянках в Белоруссии, а государство и перевозчики ежедневно несут большие и непоправимые финансовые потери. Информации о возобновлении движения нет", - указал он.
По его словам, приоритеты правительства "еще более удивительны".
"Премьер-министр не находит времени встречаться с перевозчиками, попавшими в эту ситуацию из-за ошибок, допущенных правительством, зато находит время приглашать на встречи участников ралли "Дакар", - пожаловался он.
В этих условиях глава Linava считает литовских перевозчиков "заложниками обстоятельств".
"Перевозчики, оказавшиеся заложниками обстоятельств, с разочарованием встречают самые большие праздники года, и вчерашние заявления премьер-министра только раздражают их. Очевидно, что убытки государства и перевозчиков явно не входят в число приоритетов правительства", - указал Микенас.
По его словам, Linava требует не символических жестов или заявлений со стороны властей, а "четкого, официального и прозрачного решения", которое обеспечило бы "реальное возвращение всех грузовиков, принадлежащих литовским перевозчикам, а не иллюзию того, что проблема решается или уже решена".
"Руководство правительством означает принятие ответственности за свои слова и решения. Это не профсоюзный форум, где можно принижать работодателей, говорить что угодно и создавать свой собственный политический имидж за счет реальных людей и бизнеса", - констатировал он.
Ранее вице-президент Linava Олег Тарасов заявил, что в последние дни некоторые транспортные компании начали получать счета за парковку своих грузовиков на белорусских стоянках. При этом "реального движения" транспортных средств нет.
В то же время таможня Литвы сообщила, что литовские перевозчики заявили им о том, что в Белоруссии застряли 488 транспортных средств — тягачей и полуприцепов. При этом таможня считает, что в соседней стране находится всего 185 транспортных средств – 91 тягач и 49 прицепов, которые принадлежат членам Linava, а также 28 тягачей и 17 прицепов, не принадлежащих ассоциации.
Представители ведомства подчеркнули, что эти цифры были составлены не самим учреждением, а получены после проверки списков, предоставленных Linava.
При этом в ассоциации продолжают настаивать, что "эти цифры не отражают реальную ситуацию". Так, в Белоруссии может находиться около четырех тысяч транспортных средств, из которых около 1250 — тягачи. По словам перевозчиков, данные таможни были получены путем оценки лишь частичных списков, представленных для проверки, а не общей ситуации.
В ассоциации указали, что каждый день задержки означает растущие убытки для компаний и риски для всего сектора, вклад которого в экономику Литвы в последние годы значительно сократился. Так, Linava официально обратилась к правительству Литвы и ответственным учреждениям с призывом представить четкий и открытый план действий с указанием конкретных сроков по выходу из кризиса.
Микенас также предупредил, что перевозчики могут подать иски и потребовать от балтийской республики компенсации за понесенные убытки через суд. По его мнению, такие иски были бы перспективными, поскольку правительство Литвы "совершает ошибку за ошибкой".
В то же время Ругинене заявила, что перевозчики должны требовать компенсацию за простой своих грузовиков в Белоруссии у Минска. По ее версии, именно белорусские власти задержали автомобили перевозчиков. Она указала, что Министерство юстиции готово оказать помощь литовским перевозчикам в подаче исков против властей Белоруссии.
Скандал из-за метеозондов в Литве
В конце октября Литва полностью в одностороннем порядке заблокировала движение автотранспорта через границу с Белоруссией. Работу прекратил пункт пропуска "Шальчининкай", а "Мядининкай" работал с серьезными ограничениями. По версии Вильнюса, решение было принято из-за массированных "налетов" метеозондов с контрабандой сигарет.
В ответ Минск прекратил пропуск через границу литовских фур. В итоге в Белоруссии застряли тысячи литовских грузовиков, которые отправили на платные стоянки.
В Linava указали, что решение Вильнюса закрыть границу с Белоруссией обернулось для литовских перевозчиков "серьезной экономической блокадой".
Границу между двумя странами открыли 20 ноября. При этом госсекретарь Совета безопасности Белоруссии Александр Вольфович заявил, что литовские грузовики остаются на белорусской территории из-за нежелания Вильнюса идти на диалог на политическом уровне.
Глава МИД Белоруссии Максим Рыженков подчеркнул, что Минск выступает за окончательное урегулирование всех проблемных вопросов на границе, чтобы ее функционирование приобрело "устойчивый и прогнозируемый для бизнеса и граждан Белоруссии, Литвы и третьих стран характер".
Однако президент Литвы Гитанас Науседа заявил, что балтийская республика не будет поддаваться на якобы "шантаж" со стороны Белоруссии, а сложившуюся ситуацию необходимо разрешить на "техническом уровне".
Читайте Sputnik Литва в MAX! Еще больше оперативной, свежей и интересной информации.