"Ограничились обещаниями": власти Литвы игнорируют требования перевозчиков

© Photo : Social media page of Таможенные органы БеларусиФуры на белорусско-литовской границе, архивное фото
Фуры на белорусско-литовской границе, архивное фото - Sputnik Литва, 1920, 18.12.2025
Подписаться
Представители транспортного сектора напомнили, что литовские перевозчики уже долгое время живут в "состоянии неопределенности", которая подрывает доверие и стабильность бизнеса
ВИЛЬНЮС, 18 дек – Sputnik. Правительство Литвы бездействует и игнорирует требования литовских перевозчиков по решению ситуации с застрявшими грузовиками и прицепами в Белоруссии, сообщили в Национальной ассоциации автоперевозчиков Литвы Linava.
На прошлой неделе Linava провела акцию протеста в Вильнюсе из-за ситуации с застрявшими в Белоруссии фурами. На митинге представители бизнеса призвали власти принять конкретные меры для скорейшего возвращения грузовиков из соседней страны, а также компенсировать убытки.
Акция протеста литовских перевозчиков в Вильнюсе - Sputnik Литва, 1920, 10.12.2025
"День траура": в Вильнюсе прошла акция протеста литовских перевозчиков
В организации уточнили, что властям была передана петиция с требованием незамедлительно обеспечить возврат тягачей и полуприцепов с Белоруссии и предоставить конкретный план действий с четкими сроками. Кроме того, власти должны компенсировать убытки и решить долгосрочные проблемы в отрасли – вопросы регулирования суточных выплат, миграционной политики, пропускной способности границы, акцизных сборов на топливо, а также дорожных налогов и стабильности заработной платы водителей.
В то же время правительство балтийской республики пока не дало четких ответов на требования перевозчиков.
"После мирной акции и обращения к властям до сих пор не получено никаких ответов относительно того, какие конкретные решения будут приняты и в какие сроки для урегулирования кризиса с транспортными средствами литовских перевозчиков, задержанными в Белоруссии, и других системных проблем в отрасли", - говорится в заявлении.
Президент Linava Эрландас Микенас подчеркнул, что перевозчики ждут от властей не "совместных заявлений", а четких решений по выходу из ситуации.
"В петиции мы очень четко указали, что нужно отрасли — решения и сроки от ответственных учреждений. Мы этого пока не видим. Перевозчики хотят понимать, будет ли государство действительно защищать их имущество и рабочие места, или ограничится обещаниями", - указал он.
Организация также указывает на критическое развитие ситуации с застрявшими грузовиками и прицепами в Белоруссии.
"Каждый день задержки означает растущие убытки для компаний и риски для всего сектора, вклад которого в экономику Литвы в последние годы значительно сократился. С сентября три давно существующие транспортные компании объявили о банкротстве, а число банкротств продолжает расти", - предупредили в Linava.
Генеральный секретарь организации Нарунас Раулинайтис также обратил внимание на повседневную реальность перевозчиков, которые уже долгое время живут в состоянии неопределенности.
"Компании живут в полной неопределенности — они не знают, будет ли возвращено имущество (из Белоруссии), как будут компенсированы убытки, как планировать работу и удерживать сотрудников. Такая неопределенность подрывает доверие и стабильность бизнеса", - констатировал он.
В этих условиях Linava вновь официально обратилась к правительству Литвы и ответственным учреждениям с призывом представить четкий и открытый план действий с указанием конкретных сроков по выходу из сложившегося кризиса. Так, затягивание необходимых решений лишь усугубляет проблему.
Фуры на белорусско-литовской границе, архивное фото - Sputnik Литва, 1920, 17.12.2025
Сложная ситуация: в Литве боятся платить за застрявшие в Белоруссии фуры
Ранее Микенас заявил, что литовские перевозчики начали получать первые счета-фактуры за стоянку машин и прицепов в Белоруссии. По его словам, стоимость дня стоянки для одного транспортного средства составляет 120 евро. При этом перевозчики не понимают, поможет ли оплата "вообще вернуть грузовики". Так, если они заплатят за простой и смогут эвакуировать сове имущество из Белоруссии, то ущерб перевозчиков только увеличится. В этих условиях они ждут "четкого сигнала" от государственных учреждений Литвы.
В Linava также попросили всех литовских перевозчиков предоставить ассоциации официально подтвержденную информацию о транспортных средствах, находящихся на территории Белоруссии. В организации указали, что публично используемые государственными учреждениями данные о транспортных средствах, задержанных в Белоруссии, интерпретируются неточно или не отражают реальные масштабы ситуации.
Глава ассоциации также предупредил, что перевозчики могут подать иски и потребовать от балтийской республики компенсации за понесенные убытки через суд. По его мнению, такие иски были бы перспективными, поскольку правительство Литвы "совершает ошибку за ошибкой".
Фуры на белорусско-литовской границе, архивное фото - Sputnik Литва, 1920, 16.12.2025
Перевозчики в Литве пытаются собрать данные о застрявших в Белоруссии фурах
В то же время премьер-министр Инга Ругинене заявила, что литовские перевозчики должны требовать компенсацию за простой своих грузовиков в Белоруссии у Минска. По ее версии, именно белорусские власти задержали автомобили перевозчиков. Она указала, что Министерство юстиции готово оказать помощь литовским перевозчикам в подаче исков против властей Белоруссии.
При этом министр внутренних дел Владислав Кондратович считает, что власти Литвы могут обсуждать компенсации только после того, как станет известно число грузовиков, застрявших в соседней стране.

Скандал из-за метеозондов в Литве

В конце октября Литва полностью в одностороннем порядке заблокировала движение автотранспорта через границу с Белоруссией. Работу прекратил пункт пропуска "Шальчининкай", а "Мядининкай" работал с серьезными ограничениями. По версии Вильнюса, решение было принято из-за массированных "налетов" метеозондов с контрабандой сигарет.
В ответ Минск прекратил пропуск через границу литовских фур. В итоге в Белоруссии застряли более тысячи литовских грузовиков, которые отправили на платные стоянки.
В Linava указали, что решение Вильнюса закрыть границу с Белоруссией обернулось для литовских перевозчиков "серьезной экономической блокадой".
Фуры на белорусско-литовской границе, архивное фото - Sputnik Литва, 1920, 18.12.2025
В Литве допустили зеркальный ответ в случае конфискации фур в Белоруссии
Границу между двумя странами открыли 20 ноября. При этом госсекретарь Совета безопасности Белоруссии Александр Вольфович заявил, что литовские грузовики остаются на белорусской территории из-за нежелания Вильнюса идти на диалог на политическом уровне.
Глава МИД Белоруссии Максим Рыженков подчеркнул, что Минск выступает за окончательное урегулирование всех проблемных вопросов на границе, чтобы ее функционирование приобрело "устойчивый и прогнозируемый для бизнеса и граждан Белоруссии, Литвы и третьих стран характер".
Однако президент Литвы Гитанас Науседа заявил, что балтийская республика не будет поддаваться на якобы "шантаж" со стороны Белоруссии, а сложившуюся ситуацию необходимо разрешить на "техническом уровне".
Премьер-министр Литвы Инга Ругинене - Sputnik Литва, 1920, 11.12.2025
Минюст Литвы поможет перевозчикам подать иски к Минску, заявила премьер
Читайте Sputnik Литва в MAX! Еще больше оперативной, свежей и интересной информации.
Лента новостей
0