ВИЛЬНЮС, 10 ноя – Sputnik. Власти Литвы перегнули палку с повышением акциза на дизельное топливо, считает вице-президент Литовской конфедерации бизнеса Марюс Дубниковас.
По его словам, предыдущие правительства республики могли рассчитывать на повышение налогов и увеличение сборов в бюджет страны, поскольку население принимало это с пониманием и платило все больше по мере роста доходов.
"Но теперь появились первые признаки того, что сгибаемая палка начинает трещать. Первая ласточка – это продажи дизельного топлива. <...> Агрессивно повышая акцизы на топливо и превышая уровень налогов, имеющийся в соседних странах, мы получаем падение продаж дизельного топлива", — цитируют слова Дубниковаса литовские СМИ.
Он отметил, что падение продаж дизельного топлива в Литве наблюдается в течение всего этого года, а в сентябре они упали еще на 14 процентов по сравнению с прошлым годом.
"В 2025 году акцизы на дизельное топливо выросли более чем на четверть, и теперь за каждый литр топлива житель платит только 51,6 цента акциза. Еще нужно добавить НДС", — заявил Дубниковас.
Он отметил, что нынешнее правительство дало понять, что видит проблему и может остановить повышение налога, которое планировалось на уровне 16 процентов.
"Однако не сделало этого и разочаровало — оно просто намерено продолжать его повышать, только в меньшей степени — на шесть процентов, что будет стоить дополнительных четырех центов за литр. Более того, планируется компенсировать потерю акциза на дизельное топливо за счет более быстрого повышения налогов на алкоголь и табак для тех, кто не покупает контрабанду", — заявил Дубниковас.
По его словам, в настоящее время разница с Польшей составляет десять центов за литр дизельного топлива и увеличится еще больше, если будет принят план на следующий год.
"Такой разрыв приводит к тому, что транспортный бизнес больше не пользуется услугами литовских АЗС — платит налоги полякам, оставляя там деньги за топливо. Последние не возвращаются и не циркулируют в литовской экономике со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями", — заявил Дубниковас.
По его словам, когда бизнес отходит от негативной налоговой политики, это бремя ложится на плечи рядового литовца — вводятся новые налоги и повышаются цены на топливо, хотя уже есть признаки того, что предел терпимости достигнут и активизируются естественные механизмы саморегулирования.
"Акцизы, являющиеся налогом на загрязнение или ущерб, могут быть повышены, но необходимо следить за политикой соседних стран и не ожидать, что огромная Польша каким-либо образом одобрит акцизную политику Литвы", — подчеркнул Дубниковас.
По данным Государственной налоговой инспекции, за первые восемь месяцев этого года в Литве было продано 1,2 миллиарда литров дизельного топлива, что на 15 процентов меньше, чем за аналогичный период 2024-го. Отмечается, что наибольшее влияние на снижение продаж дизельного топлива оказало решение международных перевозчиков закупать топливо в Польше вместо Литвы в начале года.
Президент Литовской ассоциации инновационных предприятий энергетики и торговли (LIEPA) Кристина Чередниченкайте заявила, что акциз на дизельное топливо в Литве в последние годы рос рекордными темпами. Рост цен на топливо усиливает инфляцию, снижает конкурентоспособность местного бизнеса и способствует социальной напряженности. Падение спроса приводит к сокращению доходов бюджета: сокращается поступление акцизов, НДС и налога на прибыль предприятий.
Литовская экономика столкнулась с серьезными трудностями из-за конфликта на Украине и санкций ЕС против России, которые вызвали резкий рост цен на электроэнергию, топливо и продукты питания в Европе и США. При этом власти Литвы продолжают активно поддерживать санкции, а также призывают к ужесточению ограничений против РФ.
Читайте Sputnik Литва в MAX! Еще больше оперативной, свежей и интересной информации.