Кабмин Литвы согласовал лимиты на ввоз дизеля в фурах из РФ и Белоруссии
18:02 29.10.2025 (обновлено: 18:04 29.10.2025)

© Depositphotos.com / maxsafaniuk.gmail.com
Подписаться
Сами перевозчики называют решение геополитическим, а не экономическим, и напоминают, что дальнобойщики могут заправляться и в Польше, что также будет бить по бюджету Литвы
ВИЛЬНЮС, 29 окт — Sputnik. Правительство Литвы одобрило предложение Министерства финансов ограничить объем топлива в баках грузовиков, которое можно ввозить из третьих стран, за исключением стран Европейской экономической зоны, без уплаты импортных пошлин.
Поправки к Закону об акцизах должен утвердить Сейм. Если инициативу Минфина одобрят, новый порядок вступит в силу с 1 июля 2026 года.
Как заявил министр финансов Криступас Вайтекунас, лимит на ввоз топлива может помочь частично решить проблему, когда дизель везут в балтийскую республику из России и Белоруссии, где акцизы значительно ниже, чем в Литве.
"Решение заключается в ограничении количества ввозимого в баках грузовиков горючего, лимит будет установлен решением правительства. Мы могли бы ориентироваться на практику наших соседей: в Польше такой лимит составляет 600 литров, в Латвии – 200 литров", – заявил Вайтекунас на заседании кабмина в среду.
Сейчас, по его словам, литовские власти изучают вопрос о том, чтобы установить лимит в 200 литров дизеля в баках.
Таможня Литвы подсчитала, что если из одного грузовика слить в среднем 500 литров топлива, в сутки объем может достичь около ста тысяч литров. Якобы из-за этого Литва может потерять налогов на сумму до 2,2 миллиона евро в месяц, или до 26,5 миллиона евро в год.
По признанию самого Вайтекунаса, не исключено, что реальные цифры ниже, однако, в его представлении, это одна из комплексных мер борьбы с теневой реализацией дизеля.
"Думаю, она [эта мера] будет весьма эффективна, тем более что, судя по практике наших соседей, она применяется и действует эффективно", - заявил глава Минфина.
Также чиновник отрицает, что такой инициативой Литва нарушит международное соглашение с Россией и Белоруссией. По утверждению Вайтекунаса, договоры не ратифицированы, поэтому рисков якобы нет.
Также министр сослался данные таможенного мониторинга от январе этого года. Якобы исследование показало, что почти все грузовики из России или Белоруссии въезжают в Литву с полными баками, а выезжают практически с пустыми. В среднем из этих стран в Литву въезжает около 200 грузовиков в день, а в месяц — около 7,1 тысячи.
Средняя ставка таможенных пошлин на импорт дизельного топлива достигает 736 евро за тысячу литров.
Ранее в Литовской национальной ассоциации автомобильных перевозчиков Linava, когда Минфин только озвучил идею установления лимитов на дизель, отметили, что считают подобный шаг "излишней мерой".
"С 200 литрами можно проехать всю Литву, доехать до Польши и заправиться там — это опять же навредит литовским заправкам… Учитывая геополитическую ситуацию, похоже, что это решение геополитическое, а не экономическое", - напомнил генсек Linava Нарунас Раулинайтиc.
По его данным, около 90 процентов водителей Linava осуществляют перевозки только по Европе, и только десять процентов занимаются транзитом в Белоруссию.
"Национальная безопасность, безусловно, важна, но я не думаю, что объемы закупаемого дизельного топлива и деньги, остающиеся в Белоруссии, настолько велики, чтобы как-то поддержать эту страну. Общаясь с перевозчиками, мы также услышали, что разница в ценах на топливо между Литвой и Белоруссией не такая уж большая. Не думаю, что перевозятся и сбрасываются большие объемы (топлива), да и лица, принимающие решения, не называют точных цифр", - указывал он.
Читайте Sputnik Литва в MAX! Еще больше оперативной, свежей и интересной информации.

