ВИЛЬНЮС, 18 дек – Sputnik. Клайпедский порт пытается найти клиентов в странах Центральной Азии из-за сокращения грузов из России и Белоруссии, однако с переориентацией возникают сложности, заявил глава администрации порта Альгис Латакас.
Он напомнил о действиях Литвы и Запада, которые ввели и продолжают обновлять санкции против России и Белоруссии, тогда как проходящие через порт объемы грузов все уменьшаются. В этих условиях гавань пытается найти новых заказчиков, однако показатели не позитивны.
"Мы прилагаем усилия, чтобы привлечь в Клайпедский порт больше грузов из этого региона Азии - из Казахстана, Туркменистана, Узбекистана, Азербайджана", - сказал он.
Например, по его словам, с начала года было перевалено 139 тысяч тонн грузов из Казахстана, что значительно меньше, чем в прошлом году, когда было перевалено 263 тысячи тонн.
"Из Казахстана в Клайпеду сложно добираться по железной дороге, потому что приходится согласовывать (свои действия. — Sputnik) с Россией. В основном это делает казахстанская сторона", - указал Латакас.
Кроме того, в порту сокращается показатели перевалки украинского зерна. За уходящий год из-за транспортных проблем через порт прошло всего 276 тысяч тонн зерна. В 2023-м году с Украины было перевалено 369 тысяч тонн зерна, а в 2022-м – почти 414.
"Очень небольшие объемы. Это понятно - привезти это зерно было трудно. Путь с Украины в Клайпеду занимает до ста дней, поэтому в большинстве случаев зерно прибывало уже проросшим", - сказал руководитель порта.
Латакас признал, что через порт также перевозят и белорусские грузы. С января по ноябрь этого года было отгружено 611 тысяч тонн грузов. При этом в 2023 году через Клайпедский порт прошло 775 тысяч тонн белорусских грузов, а в 2022 – 2,224 миллиона тонн.
"Это практически только продовольствие, растительная продукция, масло, мясо и некоторые химические продукты, которые не подпадают под какие-либо санкции", - заявил он.
По его словам, некоторые неподсанкционные грузы, такие как зерно и продукты животноводства, идут в литовский порт даже из России.
"Есть немного зерна, смешанного зерна, пшеницы с ячменем. Есть также некоторые продукты животного происхождения, лекарства, которые не подпадают под санкции", - сказал Латакас.
Глава Клайпедского порта рассчитывает, что в этом году через гавань пройдет до 200 тысяч тонн российских грузов. Примечательно, что в 2023 году в порту было отгружено 303 тысячи тонн грузов из РФ, тогда как в 2022 году – 468 тысяч тонн.
Ранее стало известно, что погрузка контейнерных грузов TEU в Клайпедском порту за год обвалилась более чем на семь процентов. В первом полугодии этого года по сравнению с первым полугодием 2023-го погрузки упали на 38213 тонн. При этом погрузка зерна сократилась на 13 процентов, нефтепродуктов – на семь процентов, а партий СПГ – на 34 процента.
Руководство Клайпедского порта связывает снижение контейнерных перевозок с уменьшением транзита украинских контейнеров с подержанными автомобилями из США, прекращением поставок автомобилей в Белоруссию из-за санкций и сокращением литовского промышленного экспорта.
При этом клайпедская компания по перевалке морских грузов Bega заявляла, что объем нагрузки в этом году снизится на восемь процентов. В компании отметили, что из-за санкций и ограничительных мер, примененных ЕС и США к Белоруссии, России, а также к деятельности завода по производству фосфорных удобрений Lifosa, компания была вынуждена в очень короткие сроки искать пути адаптации к "новой реальности".
Транспортный сектор балтийской республики столкнулся с серьезными трудностями на фоне политического конфликта с Белоруссией, длительных антироссийских санкций, а также закрытия восточных рынков.
Многие эксперты уже отмечали, что санкции, затрагивающие деятельность Клайпедского порта, нанесут ущерб литовской экономике, однако власти балтийской республики не хотят этого признавать.
Sputnik Литва теперь в Telegram! Подписывайтесь на самые быстрые, яркие и подробные новости о Литве, Балтии и не только.