"У нас реально нет денег": проект Rail Baltica обойдет Ригу стороной

Глава латвийского правительства призвала урезать расходы и "прийти к максимально функциональной линии"
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
ВИЛЬНЮС, 27 ноя – Sputnik. Маршрут железнодорожного проекта Rail Baltica на первом этапе строительства не пройдет через Ригу, сообщает правительство балтийской республики.
Кабинет министров предварительно одобрил намерение построить основную трассу по маршруту: граница с Литвой — Миса — Упеслеяс — Вангажи — граница с Эстонией. Планируется, что строительство начнется с литовских рубежей и будет последовательно продолжаться в зависимости от доступного финансирования.
Вильнюс не догоним: в Латвии призвали проложить Rail Baltica через столицу
При этом уже начатые работы на Центральном вокзале Риги и в столичном аэропорту будут завершены в "минимальном объеме", чтобы эти станции могли обслуживать поезда, использующие нынешнюю колею в 1520 миллиметров.

"Это значит, что в ближайшие годы скоростные поезда Rail Baltica в Ригу заходить не будут, соответственно, пассажиры из Риги не смогут попасть к новой европейской магистрали по нынешней железнодорожной инфраструктуре", — указали латвийские журналисты.

Прокладка Rail Baltica через Ригу — "головная боль" для властей

Премьер-министр Латвии Эвика Силиня и вовсе признала, что вопрос о подключении Rail Baltica к Риге "доставляет больше всего головной боли". Так, она даже раскритиковала министра сообщения Каспара Бришкенса, который "настойчиво предлагает" построить дорогостоящее соединение основной трассы с латвийской столицей.
Она призвала членов правительства определиться с приоритетными направлениями строительства и перестать тратить деньги на "мероприятия, которые Латвия пока что реализовывать не планирует". Так, Силиня призвала "урезать все экстра и прийти к максимально функциональной линии".

"Красиво говорить о направлениях — это одно, но у нас реально нет денег на все эти проекты… Правительство никогда не утверждало проект на девять миллиардов евро, так что это все только в глазах реализующих проект. Правительство такого мандата никогда не давало", — предупредила она.

При этом министр сообщения заявил, что его ведомство пытается найти новые источники экономии в бюджете проекта.

"Министерство сообщения свою работу сделало. Мы уменьшили расходы на первую очередь более чем на три миллиарда евро и принесли правительству реалистичный план реализации, не строя замков мечты. Предварительное решение правительства — четкий сигнал для Еврокомиссии и партнеров проекта, которые давно этого ждали. Оно подтверждает готовность правительства взять общую ответственность за внедрение Rail Baltica и вносит ясность насчет дальнейших шагов", — указал он.

Ожидается, что в декабре Министерство сообщения подготовит уточненный проект решения, который окончательно определит приоритетные работы в рамках первой очереди и участие других министерств в реализации Rail Baltica.

Власти Риги требуют прокладки Rail Baltica

Ранее мэр латвийской столицы Вилнис Кирсис заявил, что если железнодорожная магистраль не пройдет через Ригу, то проект будет "на 80 процентов" бессмысленным. По его словам, отказ от прокладки маршрута может обернуться серьезными последствиями для города.
Встанут все окраины города: Ригу предостерегли от прокладки Rail Baltica
Он надеется, что магистраль сможет пройти через Ригу и поезда станут делать остановку в латвийской столице, поскольку в противном случае "догнать Таллин и Вильнюс потом будет практически невозможно".
Однако бывший министр сообщений Латвии Талис Линкайтс считает прокладку железной дороги через Ригу "полностью нереальной задачей". По его мнению, реализация этого проекта может парализовать все окраины города, а также негативно отразится на экологической ситуации.

Сложности с постройкой Rail Baltica в Латвии

При этом доклад парламентской следственной комиссии по нарушениям в проекте Rail Baltica показывает, что Министерство сообщения Латвии несколько лет назад преуменьшило действительное удорожание стоимости строительства. Так, судьба магистрали оказалась в руках "кучки чиновников, у которых не было ни знаний, ни опыта в управлении такими проектами".
На ходу запрыгнем? Жители Латвии взбешены отказом Rail Baltica от Риги
Бывший министр сообщения Латвии Янис Витенбергс и вовсе признал, что Литва, Латвия и Эстония не смогут реализовать железнодорожный проект Rail Baltica только за счет своих государственных бюджетов. В этих условиях он не понимает, почему власти стран Балтии не работают над решением этой проблемы с Еврокомиссией.
Примечательно, что первоначально возведение Rail Baltica оценивалось в 3,68 миллиарда евро. В 2017 прокладка железнодорожной магистрали стоила уже 5,79 миллиарда евро. При этом в середине июня 2024 года латвийские СМИ подсчитали, что стоимость латвийской части проекта может вырасти до 9,6 миллиарда евро. При этом если разбить проект на части и построить лишь одну колею можно уложиться в 6,4 миллиарда евро.
Магистраль Rail Baltica, длина которой составляет 730 километров, должна связать государства Западной Европы со странами Балтии через Варшаву, Вильнюс, Каунас, Ригу, Таллин и далее, с помощью парома, с Финляндией. Железная дорога будет построена на европейской колее шириной 1435 миллиметров.
В ЕК потребовали от Латвии "полного вовлечения" в проект Rail Baltica
Проект соединения железных дорог стран Балтии с Европой планирует завершить в 2030 году. Трасса пройдет от Таллина до Риги, Каунаса с ответвлением на Вильнюс, Варшаву. Литовский отрезок составит 392 километра.
Как неоднократно отмечали эксперты, с точки зрения экономики и логистики проект является проигрышным и невыгодным. При этом его основное применение, несмотря на заявления властей Балтии, лежит скорее в плоскости использования для военных нужд.
Sputnik Литва теперь в Telegram! Подписывайтесь на самые быстрые, яркие и подробные новости о Литве, Балтии и не только.