ВИЛЬНЮС, 9 окт – Sputnik. Правительство Литвы приняло решение утвердить план развития инженерных систем и инфраструктуры железнодорожной линии от Каунаса до границы Литвы с Латвией в рамках проекта Rail Baltica и начать процедуру приобретения земель под общественные нужды.
Кабмин определил места и затраты на создание грузовых и пассажирских железнодорожных станций в Йонаве, Ручюнае, Пасраучяе, Рамигале, Йонишкелисе и Вашкае.
В проекте постановления говорится, что решение приняли после анализа затрат и выгод, многокритериального анализа всех альтернатив и стратегической оценки экологических последствий.
Сообщается, что после согласования плана развития инфраструктуры будут зарезервированы территории, на которых от имени государства станут изыматься земли и сооружения для общественных нужд. Отмечается, что населению компенсируют убытки.
"Предполагается, что для государственных нужд будет изъято около 130 гектаров земли, из них 93 гектара — это земли сельскохозяйственного назначения, 29 гектаров — земли лесного назначения, 7,8 гектаров — свободные государственные земли и около 0,2 гектара — земли иного назначения. Изымать строения по спецплану не предусмотрено", — говорится в проекте постановления правительства.
После принятия правительством проекта постановления начнутся процедуры по изъятию земли для государственных нужд, которые, как ожидается, продлятся до 2027 года. По предварительным данным, их реализация обойдется примерно в восемь миллионов евро.
В документе также говорится, что для того чтобы к 2030 году железнодорожное сообщение с Латвией функционировало в полной мере, приоритет будет сосредоточен на реализации решений, обеспечивающих работу железнодорожного транспорта. Для этого планируется инвестировать 29,14 миллиона евро из национальных средств и средств ЕС.
Ранее президент Литвы Гитанас Науседа признал, что проект Rail Baltica реализуется медленнее, чем планировалось. При этом он подчеркнул, что постройка европейской железной дороги не только облегчит передвижение людей или грузов, но и будет способствовать военной мобильности, позволит быстрее и эффективнее перевозить военную технику.
Однако литовский политик Томас Руткаускас заявил, что финансовое бремя невыполнимого железнодорожного проекта Rail Baltica неизбежно ляжет на плечи всех граждан Литвы. Он напомнил, что аудит стран Балтии показал резкий рост стоимости проекта с первоначальных 5,7 миллиарда евро до 24 миллиардов евро.
По его словам, для постройки железной дороги власти могут повысить налоги или же просто сократить финансирование социальной сферы. Кроме того, жителям Литвы уже сейчас нанесен "реальный материальный и нематериальный ущерб" одними лишь заявлениями властей о том, что их имущество может быть изъято ради постройки Rail Baltica.
В то же время министр транспорта Литвы Марюс Скуодис призвал власти стран Балтии ускорить темпы строительства магистрали. По его словам, Литва, Латвия и Эстония должны сконцентрироваться на прокладке рельсов. Он также уточнил, что первые поезда могут достичь балтийской республики не раньше, чем через три года.
Железнодорожная магистраль Rail Baltica, длина которой составляет 730 километров, должна связать государства Западной Европы со странами Балтии через Варшаву, Вильнюс, Каунас, Ригу, Таллин и далее, с помощью парома, с Финляндией. Линия будет построена на европейской колее шириной 1435 миллиметров.
Проект соединения железных дорог стран Балтии с Европой намечено завершить в 2030 году. Трасса пройдет от Таллина до Риги, Каунаса с ответвлением на Вильнюс, Варшаву. Литовский отрезок составит 392 километра.
Как неоднократно отмечали эксперты, с точки зрения экономики и логистики проект является проигрышным и невыгодным. При этом его основное применение, несмотря на заявления властей Балтии, лежит скорее в плоскости использования для военных нужд.
Sputnik Литва теперь в Telegram! Подписывайтесь на самые быстрые, яркие и подробные новости о Литве, Балтии и не только.