"Оболванивание граждан": в Литве увидели угрозы в проекте Rail Baltica
Литовский политик предупредил, что для постройки железной дороги власти могут повысить налоги или же просто сократить финансирование социальной сферы
Подписывайтесь на Sputnik в ДзенВИЛЬНЮС, 1 сен – Sputnik. Финансовое бремя невыполнимого железнодорожного проекта Rail Baltica неизбежно ляжет на плечи всех граждан Литвы, заявил литовский политик Томас Руткаускас.
Он напомнил, что аудит стран Балтии показал резкий рост стоимости проекта с первоначальных 5,7 миллиарда евро до 24 миллиардов евро.
"В коридорах власти началась паника, а реальная ситуация была скрыта от литовских граждан, поскольку такие средства просто не были предусмотрены в бюджетах Евросоюза и Литвы, источники финансирования проекта теперь не ясны", — указал Руткаускас.
В дальнейшем руководство Литвы, Латвии и Эстонии попыталось сократить стоимость путем отказа от проектирования и строительства "целого ряда малозначительных объектов и объездов".
"Однако в Литве подобный отчет оказался лишь пропагандистским трюком, призванным заставить замолчать доверчивых и успокоить население. Власти Литвы просто боятся, что население может возмутиться по поводу растраты средств в очень больших масштабах", — считает политик.
Руткаускас также обратил внимание, что в Литве не ведется никаких дискуссий и обсуждений о судьбе железнодорожного проекта, что "создает серьезную угрозу для его реализации".
"На всех уровнях власти царит молчание, и лишь мнимые достижения мелькают в заголовках подкупных статей", — указал он.
При этом литовский политик считает, что для финансирования строительства железной дороги власти могут напрямую повысить налоги или же просто сократить финансирование социальной сферы, например, образования или здравоохранения.
"Теперь ясно только одно: финансовое бремя этого стратегически важного, но невыполнимого проекта неизбежно ляжет на плечи всех граждан Литвы… Как еще можно назвать подобные действия литовского правительства, кроме как некомпетентностью и преступностью?", — поинтересовался он.
По его словам, инфраструктурный проект может быть не реализован несмотря на то, что жителям Литвы уже нанесен "реальный материальный и нематериальный ущерб" одними лишь заявлениями властей о том, что их имущество может быть изъято ради постройки Rail Baltica.
"Вопросы, которые задают граждане Литвы, и выражаемые ими опасения (ренационализация земли, снос домов и т. д.) просто натыкаются на стену молчания и тонут в бюрократической трясине…Винтики бюрократической машины правительства ограничиваются циничным объяснением того, что потери жителей будут компенсированы", — констатировал он.
Руткаускас привел в пример Паневежский железнодорожный обход, который должен быть сдан в эксплуатацию только в 2030 году, и из-за которого "люди уже испытывают страх, несут реальные потери и ограничения".
"Даже недавно построенные дома, расположенные недалеко от планируемой железной дороги, которым не грозит снос, никто больше не хочет покупать — все прежние потенциальные покупатели давно разъехались, а стоимость недвижимости упала в несколько раз", — указал он.
Кроме того, политик сомневается, что домовладельцам вообще выплатят хоть какую-то компенсацию. Он считает, что властям было "совершенно необязательно" планировать национализацию огромных участков частной земли, а также снос нескольких десятков жилых домов в Паневежском районе для строительства проекта.
По его мнению, владельцы национализируемой собственности вынуждены жить в страхе и неопределенности, а их имущество становится неликвидным, свободно распоряжаться им становится просто невозможно.
"Как все это назвать, если не оболваниванием граждан Литвы руками литовских властей?", — спрашивает он.
Руткаускас также указал, что "неадекватные" политические решения правительства обходятся стране "очень дорого".
"Остается констатировать, что гражданам Литвы необходимо самим проявлять инициативу в государственных делах и не позволять коррумпированной прослойке бюрократов самовольно вершить судьбы. Возвращение контроля над Литвой в свои руки становится для литовцев необходимым условием для обеспечения достойного будущего себе и своим детям", — заявил политик.
Ранее в Литве вступили в силу поправки, позволяющие изымать у жителей частную землю, если она необходима для реализации проектов, наделенных "особым" статусом. Предполагается, что нововведение позволит ускорить строительство европейской железнодорожной магистрали Rail Baltica.
При этом в Вильнюсе состоялся пикет против строительства Rail Baltic. Так, участники протестной акции были недовольны тем, что в ходе реализации проекта железнодорожной магистрали власти выкупят частные земли и снесут дома жителей Паневежского района, о чем не сообщалось заранее. По их словам, реализация проекта обезобразит город Паневежис.
В тоже время министр транспорта Литвы Марюс Скуодис призвал власти стран Балтии ускорить темпы строительства Rail Baltica. По его словам, Литва, Латвия и Эстония должны сконцентрироваться на прокладке рельсов. Он также уточнил, что первые поезда могут достичь Литвы не раньше, чем через три года.
При этом президент Литвы Гитанас Науседа считает, что строительство Rail Baltica замедлилось из-за возросшей стоимости проекта, что пугает страны Балтии. Однако он подчеркнул, что этот проект "стратегически важен" для Литвы.
Железнодорожная магистраль Rail Baltica, длина которой составляет 730 километров, должна связать страны Западной Европы со странами Балтии через Варшаву, Вильнюс, Каунас, Ригу, Таллин и далее, с помощью парома, с Финляндией. Линия будет построена на европейской колее шириной 1435 миллиметров.
Проект соединения железных дорог стран Балтии с Европой намечено завершить в 2030 году. Трасса пройдет от Таллина до Риги, Каунаса с ответвлением на Вильнюс, Варшавы. Литовский отрезок составит 392 километра.
Как неоднократно отмечали эксперты, с точки зрения экономики и логистики проект является проигрышным и невыгодным. При этом его основное применение, несмотря на заявления властей Балтии, лежит скорее в плоскости использования для военных нужд.
Sputnik Литва теперь в Telegram! Подписывайтесь на самые быстрые, яркие и подробные новости о Литве, Балтии и не только.