В МИД Белоруссии назвали ситуацию на границе с Литвой "издевательством"
В белорусском внешнеполитическом ведомстве считают, что соседние страны ЕС пытаются добиться политических целей и экономического диктата над Минском
Подписывайтесь на Sputnik в ДзенВИЛЬНЮС, 20 авг – Sputnik. Закрытие пунктов пропуска со стороны Литвы и других сопредельных стран ЕС, а также иные ограничения нарушают права белорусских граждан и являются издевательством, заявил пресс-секретарь МИД Белоруссии Анатолий Глаз.
Белорусский чиновник напомнил о действующих запретах по транзиту товаров, а также закрытии пунктов пропуска и иных ограничениях, которые приняли власти Литвы, Латвии и Польши против Белоруссии.
"Наши соседи закрывают пункты пропуска, вводя все больше ограничений. Достаточно вспомнить, что с июня 2024 года литовские таможенники конфисковывают у граждан Беларуси, Литвы и третьих стран, включая детей, продукты питания, лекарства и другие товары для личного пользования при въезде в Литву или транзите через литовскую территорию. К провозу разрешены только 0,5 литра питьевой воды и только в открытой упаковке!", — передает его слова БелТА.
Он указал, что закрытие почти всех пограничных переходов на границе с Белоруссией привело к тому, что люди вынуждены простаивать в длиннейших очередях.
"Издевательства над гражданами на границе продолжаются и по сей день… Грузоперевозки практически остановлены. Сотни большегрузов, в том числе с гуманитарным грузом, не могут доставить его в срок. Сокращаются рейсовые маршруты для перевозки людей", — констатировал пресс-секретарь МИД Белоруссии.
По его словам, число маршрутов с Литвой с конца 2023 года сократилось с 45 до 40. Кроме того, власти балтийской республики хотят до конца декабря еще уменьшить их количество — до 29. По сравнению с концом прошлого года оно упадет на 35 процентов, а перевозка с 450 тысяч человек до 300 тысяч человек.
Глаз считает, что все эти действия Литвы, Латвии и Польши прямо противоречат Уставу ООН, а также нарушают Конвенцию ООН по морскому праву, Международный пакт о гражданских и политических правах и Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации и другие правозащитные документы.
"Наши соседи экстерриториально нарушают права белорусских граждан, в том числе ограничивая их право на передвижение. За их действиями стоят политические цели, экономический диктат, выторговывание себе от нас неких преференций, что недопустимо!", — констатировал он.
Чиновник отметил, что страны Балтии также специально ограничивают доступ Белоруссии к морю, а также к торговым, экономическим и гуманитарным контактам с внешним миром. По его словам, эти государства "с правовой точки зрения откровенно злоупотребляют своим географическим положением".
Пресс-секретарь МИД Белоруссии также указал, что Минск собирается рассказать мировой общественности о препятствиях со стороны Литвы, Латвии и Польши по перевозке людей и грузов. Так, он хочет поднять вопрос о принуждении этих стран к исполнению своих международных обязательств.
"Мы намерены жестко поставить вопрос о принуждении известных государств к исполнению ими своих международных обязательств... Настало время на достойном уровне рельефно обозначить проблемы, с которыми сталкивается Беларусь в реализации своих законных прав. Мы, может, ранее не уделяли должного внимания этой теме, но сейчас сложилась уже вопиющая ситуация", — указал он.
Кроме того, Глаз обратил внимание, что странами Балтии введен запрет на экспорт белорусских калийных удобрений.
"В итоге из-за роста цен и ограниченности предложения удобрений на международных рынках страдают третьи страны, и так испытывающие проблемы с поставками продовольствия", — указал он.
По его словам, страны Балтии также несут колоссальные убытки от отсутствия транзита необходимых товаров.
"Ежегодные прямые потери литовской экономики от разрыва связей с Беларусью оцениваются в сумму порядка миллиарда долларов (около 900 миллионов евро. — Sputnik). Среди наиболее значимых последствий: катастрофический удар по транзитной отрасли Литвы, работе Клайпедского порта и Литовских железных дорог, потери которых оцениваются в 100 миллионов долларов в год. Латвийские порты также в критическом состоянии", — констатировал он.
В середине июля власти Литвы запретили легковым автомобилям с белорусскими регистрационными номерами въезжать на территорию балтийской республики. Так, эти меры распространяются на легковые автомобили вне зависимости от гражданства их владельца или водителя.
В дальнейшем литовская таможня сообщила, что с 17 августа будут действовать исключения из запрета на въезд для автомобилей с белорусскими номерами. Так, граждане Белоруссии, которые официально проживают в Литве, смогут въехать в республику на таких машинах.
В ведомстве также обратили внимание на то, что легковые автомобили с белорусскими номерами, находящиеся на территории страны, должны покинуть ее до 18 января 2025 года. До истечения этого срока они могут участвовать в дорожном движении на территории Литвы, а также регистрироваться в республике. После указанной даты владельцам таких машин может грозить штраф или конфискация транспортного средства.
После введения запрета на въезд в Литву автомобилей, зарегистрированных в Белоруссии, министр внутренних дел Агне Билотайте уверяет, что планируется также сократить количество автобусных маршрутов. По словам директора Администрации транспортной безопасности Генюса Лукошюса, из 58 рейсов в Белоруссию осталось 35. В планах — снизить их число до 29.
Как отмечал пресс-секретарь МИД Белоруссии Анатолий Глаз, запрет стран Балтии на въезд автомобилей с белорусскими номерами "станет ударом по обычным людям", а также усложнит гуманитарные связи между странами, поэтому Минск не будет принимать симметричные ответные меры.
При этом президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что литовские политики "сами не знают, что творят", вводя запрет на въезд легковых автомобилей с белорусскими номерами в Литву.
Кроме того, с 1 марта Литва закрыла два пункта пропуска на границе с Белоруссией — "Лаворишкес" и "Райгардас". Кроме того, введены ограничения на нерегулярные пассажирские перевозки автобусами и запрет на пересечение границы для велосипедистов через "Мядининкай" и "Шальчининкай".
При этом в Государственном таможенном комитете Белоруссии отмечают, что Литва специально создает затор на белорусско-литовской границе. В ведомстве обратили внимание на то, что по нормам необходимо оформлять по 500 машин в каждом направлении, поэтому при нормальной работе можно разгрузить переезды.
Sputnik Литва теперь в Telegram! Подписывайтесь на самые быстрые, яркие и подробные новости о Литве, Балтии и не только.