ВИЛЬНЮС, 28 июл – Sputnik. Железнодорожный проект Rail Baltica в Латвии не может адекватно оцениваться из-за того, что его документы "необоснованно засекречены", считает депутат Сейма Латвии и руководитель парламентской комиссии по расследованию "Rail Baltica" Андрис Кулбергс.
При этом он обратил внимание на то, что в Литве и Эстонии документы по этому проекту находятся в публичном доступе.
"Разница между Литвой и Эстонией, о которой также сообщил Государственный контроль, заключается в том, что у нас много засекречено и, на мой взгляд, необоснованно засекречено столько информации, которая не демонстрируется публично. Поэтому этот проект не оценивается по фактам и сути – есть много домыслов", - передает его слова издание Baltijas Balss.
Он призвал следствие балтийской республики обратить внимание на эту особенность и выяснить, почему в Латвии документы по Rail Baltica засекречены, тогда как в Литве и Эстонии они находятся в открытом доступе.
По его мнению, в балтийской республике зачастую скрывают документы, в которых нет ничего секретного, чтобы не показывать "неудобную информацию". Кулбергс считает эту особенность "чумой Латвии".
При этом депутат признал, что балтийская республика в любом случае должна реализовать этот проект из-за обязательств перед Литвой и Эстонией.
"Самое главное, что мы должны понять, это то, что мы должны построить проект, у нас нет вариантов, у нас трехсторонний договор, у нас есть ответственность перед эстонцами, перед литовцами, потому что этот проект финансируется на общей основе", - констатировал он.
Ранее президент Литвы Гитанас Науседа заявил, что строительство железнодорожной линии Rail Baltica замедлилось из-за возросшей стоимости проекта, что пугает Латвию и Эстонию. По его словам, он также не может сказать, что проект реализуется успешно.
В июне этого года заместитель председателя правления предприятия RB Rail Кития Грушкевица заявила, что железнодорожная магистраль Rail Baltica не будет полностью построена ни в одной стране Балтии к 2030 году. Она признала, что к этому времени рабочие смогут построить только часть железнодорожной магистрали.
Грушкевица также заявила, что компания работает над тем, чтобы функционально соединить все балтийские республики к 2030 году. По ее мнению, если проект не будет реализован в установленные сроки, то он может лишиться финансирования со стороны Евросоюза.
Однако министр транспорта Литвы Марюс Скуодис считает, что в медленных темпах строительства железнодорожной магистрали виновато совместное предприятие стран Балтии RB Rail. По его словам, главный координатор проекта Rail Baltica два года не представлял никаких проектов.
Литовский министр также осудил остальные страны Балтии за меньшие масштабы строительства, чем в Литве. По его словам, в Латвии и Эстонии сначала строят железнодорожные станции и только потом прокладывают европейскую колею.
При этом депутат Сейма Латвии Айнарс Шлесерс заявил, что дальнейшая реализация железнодорожного проекта Rail Baltica может больно ударить по самой Латвии. Латвийский политик обратил внимание на то, что ряд неправильных решений и плохой контроль балтийской республики над всем этим проектом привел к его резкому удорожанию.
С ним согласен депутат латвийского Сейма Александр Кирштейнс, который считает, что строительство Rail Baltica вообще не имеет стратегического значения для Латвии. По его словоам, проекта до сих пор не существует, поскольку у государства нет на него денег.
Железнодорожная магистраль Rail Baltica, длина которой составляет 730 километров, должна связать страны Западной Европы со странами Балтии через Варшаву, Вильнюс, Каунас, Ригу, Таллин и далее, с помощью парома, с Финляндией. Линия будет построена на европейской колее шириной 1435 миллиметров.
Как неоднократно отмечали эксперты, с точки зрения экономики и логистики проект является проигрышным и невыгодным. При этом его основное применение, несмотря на заявления властей Балтии, лежит скорее в плоскости использования для военных нужд.
Sputnik Литва теперь в Telegram! Подписывайтесь на самые быстрые, яркие и подробные новости о Литве, Балтии и не только.