ВИЛЬНЮС, 13 июн – Sputnik. В медленных темпах строительства железнодорожной магистрали Rail Baltica виновато совместное предприятие стран Балтии RB Rail, считает министр транспорта Литвы Марюс Скуодис.
Ранее контрольно-ревизионные органы стран Балтии провели совместную оценку хода строительства Rail Baltica, которая показала, что проект находится под угрозой, поскольку его сметная стоимость за семь лет выросла в четыре раза, а общий дефицит бюджета может составить до 19 миллиардов евро в зависимости от масштабов проекта.
"Раз и навсегда нам нужно перестать болтать и прикрывать друг друга. А Госконтроль даже четко не указывает на ответственных. Ответственность же лежит на совместной компании стран Балтии (главный координатор проекта RB Rail. — Sputnik), которая два года не представляла нам проекты", - передают слова Скуодиса литовские СМИ.
Он также призвал литовскую железнодорожную группу Lietuvos gelezinkeliai (LTG) ("Литовские железные дороги") найти ответственных за задержку в реализации проекта.
"И если правление Lietuvos gelezinkeliai не возьмет на себя ответственность в поиске виновных и привлечении их к ответу, то Минтранс найдет. Я также говорю и о людях, которые больше не работают на своих должностях, поэтому они не должны чувствовать себя в безопасности", - предупредил министр.
По мнению Скуодиса, проект Rail Baltica должен быть завершен в 2030 году. Планируется, что литовские и польские железнодорожные пути должны быть соединены в 2028 году, тогда как латвийская линия - в 2030 году.
При этом литовский министр осудил остальные страны Балтии за меньшие масштабы строительства, чем в Литве. По его словам, в Латвии и Эстонии сначала строят железнодорожные станции и только потом прокладывают европейскую колею.
"Чего бы мне не хотелось делать, так это делать, как делают некоторые наши соседи, - использовать недостающие средства на строительство станций. Нам нужны рельсы. Я рад, что в Литве мы строим не станции, а пути. А станцию будет строить частный сектор", - похвастался он.
Кроме того, министр транспорта Литвы попытался оправдаться за возросшую стоимость проекта. По его словам, сравнивать показатели 2017 и 2024 годов некорректно.
"На тот момент (в 2017 году. — Sputnik) мы не знали, как будет идти путь от Каунаса до Польши, куда он пойдет от Каунаса до Вильнюса, не были включены станции и все остальное. Естественно, цена проекта была совершенно другой", - заявил он.
Скуодис также обратил внимание на изменение требований к самому железнодорожному проекту.
"За это время изменились требования, такие как вес военной мобильности и так далее. Изменились параметры. В-третьих, это, конечно, инфляция", - добавил он.
Аудиторы объясняют отставание от намеченного графика строительства Rail Baltica "последовательными задержками в процессах проектирования и территориального планирования, которые также влияют на ход приобретения земли". Так, государственный контролер Литвы Миндаугас Мацияускас заявил, что балтийской республике потребуется найти дополнительные девять миллиардов евро на строительство железнодорожной магистрали Rail Baltica.
При этом Скуодис призвал ЛЖД ускорить строительство железнодорожной магистрали Rail Baltica, чтобы не потерять финансирование ЕС. Он также потребовал у правительств стран Балтии ускорить темпы строительства железнодорожных путей европейской линии Rail Baltica. По его словам, Литва, Латвия и Эстония должны сконцентрироваться на прокладке рельсов.
Железнодорожная магистраль Rail Baltica, длина которой составляет 730 километров, должна связать страны Западной Европы со странами Балтии через Варшаву, Вильнюс, Каунас, Ригу, Таллин и далее, с помощью парома, с Финляндией. Линия будет построена на европейской колее шириной 1435 миллиметров.
Как неоднократно отмечали эксперты, с точки зрения экономики и логистики проект является проигрышным и невыгодным. При этом его основное применение, несмотря на заявления властей Балтии, лежит скорее в плоскости использования для военных нужд.
Sputnik Литва теперь в Telegram! Подписывайтесь на самые быстрые, яркие и подробные новости о Литве, Балтии и не только.