ВИЛЬНЮС, 11 мар – Sputnik. Эстонский бизнес напуган "непредсказуемостью" экономической политики правительства премьер-министра Каи Каллас, считает депутат Маардуского горсобрания, лидер избирательного союза "Голос Маарду" Николай Дегтяренко.
По его оценке, сейчас в балтийской республике наблюдается парадоксальная ситуация: вместо помощи экономики в кризисной ситуации государство только зарабатывает на ней.
"В тот момент, когда действительно нужно помочь населению, правительство решило залезть поглубже в карман всех жителей нашей страны, поднимая налог с оборота и придумывая новые налоги. Но даже не это столь страшно: пугает то, что правительство Каи Каллас больше не проводит последовательную политику в области финансов", - передает его слова портал ERR.
С ним согласен и эстонский предприниматель и экономист Райво Варе, который отметил неприятные изменения в экономике
"Одной из золотых фишек эстонской экономической политики всегда была ее предсказуемость и последовательность. Сейчас все изменилось. Никто точно ничего не знает, даже на Тоомпеа (часть исторического центра Таллина, в котором размещается парламент, правительство и высшие органы власти Эстонии. — Sputnik) не видят перспективу далее, чем на один год", - сказал он.
По словам Дегтяренко, эта ситуация лишь делает балтийскую республику менее конкурентоспособной и провоцирует отток капитала из страны.
"Представляется, что на Тоомпеа, как в басне Крылова, засели Лебедь, Рак и Щука, которые тянут Эстонию в разные стороны. А движения к прогрессу нет. Зато есть падение в пропасть кризиса", - считает он.
Дегтяренко обратил внимание и на спад эстонской экономики в четвертом квартале прошлого года и сокращении на три процента. Кроме того, в 2023 году экспорт страны сократился на 16 процентов, а импорт – на 17 процентов.
При этом он предупредил, что введение автоналога в 2025 году приведет к росту расходов домохозяйств и компаний на покупку автомобилей минимум на 15 процентов. По его словам, в следующем году должниками государства по этому налогу станут владельцы 740 тысяч автомобилей по всей стране.
"Новый налог коснется большинства владельцев и это больно ударит по карману всех жителей Эстонии, потому что при импорте автомобилей планируется введение непомерно высокого регистрационного сбора", - отметил политик.
Эксперт напомнил, что с 2025 года разовая регистрационная плата на ввозимые автомобили стоимостью 30–35 тысяч евро может составить от пяти до шести тысяч евро. Так, эта инициатива "станет ударом по самым незащищенным слоям населения, и это – ошибка премьер-министра Каи Каллас".
"Жители Эстонии, конечно, в шоке. Сегодня автомобиль в Эстонии – это не роскошь, а средство передвижения. Усложнять жизнь людей во время спада в экономике – плохая идея", - констатировал Дегтяренко.
Политик также отметил и снижение уровня благосостояния жителей некоторых эстонских городов из-за роста безработицы, цен на энергоносители и скачков инфляции в стране. Так, в январе этого года Эстония находилась на втором месте в Евросоюзе по уровню инфляции в стране с показателем 4,7 процента.
"Да, причина повышения цен – это именно административные и налоговые изменения!.. Вклад в инфляцию налоговой политики государства и рост цен на услуги муниципалитетов составил 75 процентов, а доля частного бизнеса в росте цен – менее четверти", - указал эксперт.
По его словам, для принятия любых налоговых инициатив нужно учитывать интересы всех жителей страны, чтобы в дальнейшем избежать острых противоречий и недовольства. Кроме того, реформы также невозможны если власти не обращаются к экспертам и не проводят референдумы и исследования.
Эксперт отметил, что в правительстве страны нет никакого желания что-либо обсуждать с бизнесом. Так, попытка властей заткнуть дыры в бюджете "все больше напоминают панику на тонущем корабле".
"Премьер Кая Каллас в ответ на обвинения газеты Politico заявила, что не ест русских на завтрак. Однако, похоже, что на завтрак съедят эстонский бизнес и местных предпринимателей. Только кто тогда будет создавать новые рабочие места и платить налоги?", - спрашивает Дегтяренко.
Ранее Каллас заявила, что склонность эстонцев к "нытью" лишь усиливает экономический спад балтийской республики. По ее словам, постоянные жалобы эстонцев приводят к тому, что даже успешные компании начинают сокращать свою деятельность в стране.
По ее словам, экономический кризис также вызван множеством внешних факторов, таких как большая зависимость эстонской экономики от стран Скандинавии и сильного роста европейской межбанковской ставки предложения.
Экономист Банка Эстонии Наталья Вийльманн также признала, что эстонская экономика достигла "дна", однако ее спад оказался глубже прогнозируемого и продолжился дольше, чем ожидалось.
В частности, закрытие российского рынка и рост цен лишили эстонские предприятия конкурентоспособности. Под ударом оказались такие флагманские сектора эстонской промышленности, как деревообработка, металлообработка и электроника.
В начале февраля министр финансов Эстонии Март Вырклаэв признал, что власти не знают, что делать с экономикой. По его словам, у правительства нет "волшебной палочки" для спасения страны от кризиса.
Sputnik Литва теперь в Telegram! Подписывайтесь на самые быстрые, яркие и подробные новости о Литве, Балтии и не только.