ВИЛЬНЮС, 30 авг – Sputnik. Перевозка зерна с Украины через Литву с дальнейшей его транспортировкой по морю возможна, если Евросоюз выделит для этого субсидии, заявил министр транспорта балтийской республики Марюс Скуодис.
"[Транспортировка зерна через Литву] — это, надо сказать, и экономический вопрос из-за стоимости транспортировки. Если экономический вопрос решен, то есть политические решения по процедурам, чтобы сделать транспортировку короче. И если все это будет работать, то мы уже столкнемся с инфраструктурными проблемами, но пока мы к этому даже не приблизились", — сказал он литовским СМИ.
По словам Скуодиса, на перевозки через Молдавию выделена помощь Евросоюза.
"Если мы говорим, что это общий интерес всех, то мы ожидаем, что помощь украинским фермерам, которые хотят перевозить [зерно], тоже должна исходить от Евросоюза", — подчеркнул он.
Глава Минтранса указал, что объемы финансовой помощи будут невелики по сравнению с той поддержкой, которую Литва оказывает Украине.
Он добавил, что в последнее время украинское зерно через Литву не перевозится.
"Во-первых, цена слишком высока, чтобы перевозить его через Литву. Поэтому мы говорим, что можем помочь, но перевозчикам, заказчикам, в первую очередь украинским компаниям, нужны субсидии", — пояснил Скуодис, добавив, что, если бы были субсидии и цены бы сравнились с портами Гданьска и Констанцы и Литва была бы на таком же уровне конкурентоспособности, то "инфраструктура была бы помехой".
Министр отметил, что между польско-украинской границей есть множество барьеров, из-за которых поезда вынуждены долго ждать, а транспортный бизнес терпит убытки.
Ранее Вильнюс предложил маршрут через Клайпедский порт в качестве альтернативы перевозке украинского зерна. Однако, как отмечали в Минтрансе, одно из препятствий для быстрой транспортировки — разные колеи в Польше и Литве, а также отсутствие терминала по смене подвижного состава.
В начале августа президент балтийской республики Гитанас Науседа заявил, что получил положительную реакцию премьер-министра Польши Матеуша Моравецкого на предложение облегчить экспорт зерна с Украины через порты прибалтийских стран при условии, что процедуры проверки зерна будут проходить в самих портах, а не на польско-украинской границе.
При этом в Литве не все уверены в успехе перевозки зерна через республику. Так, председатель демократического союза "Во имя Литвы", экс-премьер Саулюс Сквернялис считает, что организация перевозки зерна с Украины транзитом через Литву — сложно осуществимый проект, который требует огромных инвестиций.
Прекращение зерновой сделки
Действие зерновой сделки прекратилось с 18 июля. РФ уведомила Турцию, Украину и ООН о возражении против ее продления.
Как сообщали в Минобороны России, после прекращения функционирования черноморской зерновой инициативы и сворачивания морского гуманитарного коридора все суда, следующие в акватории Черного моря в украинские порты, с 20 июля рассматриваются как потенциальные перевозчики грузов военного назначения и считаются вовлеченными в кризис на Украине на стороне киевского режима.
Президент России Владимир Путин ранее отмечал, что условия сделки в отношении Москвы не выполнялись, несмотря на усилия ООН, потому что западные страны не собирались исполнять обещания. Путин не раз подчеркивал, что Запад вывозил большую часть зерна с Украины в свои страны, а основная цель сделки — поставки зерна нуждающимся странам, в том числе африканские — так и не была реализована.
Sputnik Литва теперь в Telegram! Подписывайтесь на самые быстрые, яркие и подробные новости о Литве, Балтии и не только.