Гениальное решение "зерновой сделки" предложил председатель Всеукраинской аграрной рады (ВАР) Андрей Дикун. Выступая в Сейме Литвы, он потребовал от Евросоюза оплатить все (!) издержки по транспортировке украинского зерна через порт Клайпеды. Мол, путь в порты Прибалтики очень длинный и связан с большими расходами, которые Киев сам не потянет. Ну а в Сейме поспешили сообщить, что без дотаций от Брюсселя возить европейское зерно невыгодно.
"Самое главное для нас — добраться до моря, потому что там самая большая пропускная способность. <...> Работать со странами Балтии, и этого будет достаточно. Только при условии, что будет работать "зеленый коридор", будут работать транспортные субсидии, тогда будет работать вся система, потому что сегодня, после подсчета убытков от существующей логистики, она не работает. Она есть, но очень дорогостоящая", — заявил Дикун.
Sputnik Литва уже не раз писал, что маршруты для перевозки украинского зерна через балтийские порты лишены логики. Более тысячи километров по железной дороге с двумя перегрузками с советской (на Украине и в Прибалтике) на европейскую колею в Польше. Вот и еврокомиссар Виргиниюс Синкявичюс подтверждает сложности.
"Позиция Литвы и ее предложение расцениваются как доброжелательные, но реальность несколько иная. Во-первых, для перевозки такого количества зерна недостаточно инфраструктуры, и единственный путь — по Черному морю. Все остальное неплохо, но недостаточно, плюс требуется время из-за другой колеи", — заявил Синкявичюс.
Еврокомиссар с сожалением отметил, что проект экспорта украинского зерна через балтийские порты лишен экономической логики.
"Давайте рассмотрим последнюю составляющую — коммерческую. Зерновые, их экспорт важен, когда мы говорим о коммерческой составляющей, что важно как можно скорее доставить [зерно] в нужные порты, покупателям, а транспортировка через Литву это усложняет, так как затраты на экспорт также возрастают. <…> В данном случае предложение Литвы очень важно, оно может в какой-то степени помочь, но, к сожалению, не может решить проблему", — резюмировал представитель ЕК.
Ну так украинский глава аграриев и предлагает Брюсселю — покройте транспортные издержки из карманов европейских фермеров. Даже суммы конкретные называет. Вот сейчас основной поток зерна еще прошлогоднего урожая вывозится за границу через дунайские порты. Но такой маршрут повышает стоимость одной тонны зерна на 60-70 долларов. Прямые убытки, которые несут украинские аграрии при такой транспортировке, составляют десять миллиардов евро. Вот и давайте, друзья-европейцы, компенсируйте украинцам эти издержки.
Самое удивительное — это наглость и безапелляционность, с которыми выступает представитель украинских аграриев. Украина не является членом Евросоюза, а субсидии из бюджета ЕС расписаны до 2027 года. И предназначены они для фермеров стран ЕС.
Вот, к примеру, Евросоюз выделил литовским фермерам-молочникам смехотворные 11 миллионов евро на покрытие убытков из-за коронавируса, засухи и падения закупочных цен. А украинцы требуют миллиарды, которые были бы совсем не лишними для аграриев в Европе.
Министр финансов Германии Кристиан Линднер заявил, что богатый Берлин с барского плеча будет ежегодно выделять Киеву помощь в размере пяти миллиардов евро. А еще добавил, что Германия уже направила Киеву 22 миллиарда евро и в течение следующих лет продолжит оказывать военную поддержку киевскому режиму — и это будет четко прописано в бюджете Германии.
О колоссальных суммах, вкачанных США и Европой в Киев, написано много. Но ему все мало. Украина превратилась в эдакого качка-рэкетира из 90-х, который ходит по офисам бизнесменов и требует: "Дай грошей!" Президент Украины Владимир Зеленский работает по верхам — клянчит деньги и оружие у президентов и премьеров. А сошки помельче — выгребают мелочь из карманов у европейских граждан.
Помните, как Остап Бендер и Киса Воробьянинов собирали у нэпманов деньги для голодающих детей Поволжья? Видимо, Андрей Дикун, выступая в Вильнюсе, этим приемом и вдохновлялся.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Sputnik Литва теперь в Telegram! Подписывайтесь на самые быстрые, яркие и подробные новости о Литве, Балтии и не только.