Польский лис с лестью и обманом уже сунул свой нос в литовский курятник, а лапы с когтями – в украинский. В Киеве и Вильнюсе вроде бы как опомнились, но пить известную минеральную воду уже поздно.
В Киеве начался нарастающий ропот после того, как Польша не захотела поднять шлагбаум перед зерном и другой сельскохозяйственной продукцией с Украины.
Литовцы тоже почувствовали, что начинают задыхаться от жарких объятий президента Анджея Дуды, и некоторые из них рискнули назвать Польшу "оккупантом". Правда, пока что – историю XX века.
Но ведь еще недавно президенты Украины, Польши и Литвы клялись друг другу в верности и подписывали договоренности о "тесном" сотрудничестве.
Первый краеугольный камень в основание Речи Посполитой 2.0 был заложен в 2005 году, когда во время встречи глав парламентов Украины, Литвы и Польши было принято решение о создании Межпарламентской ассамблеи Верховной рады Украины, Сейма и Сената Польши и Сейма Литовской Республики.
А через четыре года политическое объединение Украины, Польши и Литвы подкрепили созданием совместной бригады вооруженных сил Украины, Польши и Литвы – LitPolUkrBrig, бригада трех стран "Люблинского треугольника" для участия, как заявлялось, "в международных миротворческих и гуманитарных миссиях".
Окончательно, после ратификации в трех парламентах, формирование бригады было завершено в 2015 году, когда во Львове министры обороны Польши, Литвы и Украины подписали техническое соглашение о командовании бригады и функционировании бригады.
После начала Специальной военной операции России на Украине Польша и Литва стали самыми близкими "помощницами" киевского режима. А 11 января 2023 года во Львове, по результатам второго саммита "Люблинского треугольника", президенты Украины, Литвы и Польши подписали совместную декларацию, в который были отражены ключевые моменты политического и "гуманитарного" сотрудничества трех государств. В декларации говорилось о "многовековых исторических связях между Украиной, Литвой и Польшей", а также были "определены приоритетные направления сотрудничества "Люблинского треугольника".
Но судя по всему, что-то в пламенной дружбе трех "братских" государств пошло не так. Споры по поводу Волынской резни, блокировка ввоза украинского зерна, поскольку польским фермерам своя вышиванка ближе к телу, да и забуксовавший "контрнаступ" ВСУ и иностранных наемников не вносят оптимизма в отношения.
В итоге украинскую обиду высказал премьер Незалежной Денис Шмыгаль.
"Стремление Польши сохранить запрет на ввоз зерна является недружественным и популистским шагом в отношении Украины", - сообщил он в соцсетях.
Обидчивому главе украинского правительства ответил замминистра иностранных дел Польши Павел Яблоньский.
"Польша помогает Украине. Однако все, что мы делаем для Украины, как и для других союзников, мы всегда делаем, потому что это отвечает нашим национальным интересам. Мы поддерживаем Украину в очень широкой степени, но мы всегда поддерживаем Украину в той мере, в какой это выгодно для Польши. Польша не стесняется говорить об этом", - заявил Яблоньский в эфире польского радио.
Получается, поляки уже не стесняются говорить, что во всей этой "дружбе" они в первую очередь думают только о собственной выгоде. Естественно, что и новой Речью Посполитой собираются руководить из Варшавы, подруги же – Литва и Украина – будут выступать лишь статистами в этом проекте, а от последней, судя по всему, польские власти ждут еще и территориального "взноса".
А вот что готова внести в общий котел мелкая Литва, со своим населением меньше трех миллионов человек и почти нулевой экономикой? И внезапно литовцы вспомнили, что в 1920-х годах поляки уже приходили в Вильнюс и Виленский край, а на одном из старинных кладбищ литовской столицы даже захоронено сердце самого Пилсудского. Литовские патриоты-националисты срочно достали из стола отложенное на время дело "двуязычных табличек", которые есть Шальчининкайском и Вильнюсском районах, где компактно проживают литовские поляки.
"Это Литва, здесь действуют литовские законы, и здесь нельзя использовать польские топонимы. Вот и все. <…> В Литве могут быть только литовские топонимы. Это регулируется законом о государственном языке и в целом является общеевропейской практикой", — бросился в новую атаку на литовских поляков глава Государственной инспекции по языку Аудрюс Валотка.
В националистическом запале Валотка договорился до того, что назвал Польшу "оккупантом".
"Хотел бы ли литовский народ, чтобы польская оккупационная зона была отмечена польскими надписями? И это называть традиционными топонимами? Я не согласен с этим. <…> Это оккупационная зона, где происходила жестокая полонизация литовцев", — сообщил чиновник.
Возмущение столь откровенным политическим хамством литовского чиновника уже выразил посол Польши в Литве Константин Радзивилл. Он обратился к министру культуры Литвы Симонасу Кайрису с требованием приструнить Валотку, разжигающего межнациональную рознь. Посол строго добавил, что ожидает от политиков публичного осуждения поведения главы языковой госинспекции.
Пока что, к моменту написания статьи, никаких публичных извинений со стороны главы ГИЯ не последовало. Видимо, президенту Польши снова, как с Зеленским, придется заняться воспитанием и освежением исторической памяти своего литовского коллеги – Гитанаса Науседы.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.