После отказа России от зерновой сделки из-за того, что ее интересы игнорировали, свои "пять копеек" в дискуссию о дальнейшей судьбе украинской пшеницы и кукурузы решили вставить и литовцы.
Первым на призыв Владимира Зеленского о помощи откликнулся гендиректор Клайпедского порта Альгис Латакас. Он заявил, что через его порт можно "легко" экспортировать от 10 до 15 миллионов тонн зерна. Это почти половина заявленного Украиной на экспорт объема. А вице-министр иностранных дел Литвы Йовита Нелюпшене, видимо, в запале "киевской солидарности", подняла планку еще выше.
"Более 25 миллионов тонн мы могли бы экспортировать через порты балтийских стран", — заявила Нелюпшене.
В противном случае это придется делать дважды на пути зерна с Украины до Клайпедского порта. А это, разумеется, увеличит конечную стоимость груза в несколько раз. Правда, есть еще один вариант — забирать украинское зерно даром. Тогда, может быть, и удастся его продать по более или менее приемлемой цене.
А тут еще строптивые поляки заартачились и не хотят отменять введенный до этого запрет на украинское зерно. Мол, польские фермеры несут огромные убытки, а на носу — парламентские выборы. И даже если бы поляки решились поучаствовать в экспорте украинского зерна, то легко бы организовали транзит через собственную территорию и порты на балтийском побережье. С чего вдруг отдавать лакомый кусок литовцам?
У автора в процессе написания колонки возникла еще одна идея. А что, если привлечь к транспортировке украинского зерна… литовские ВВС? Загружаем кукурузой два литовских военно-транспортных самолета Spartan на украинских аэродромах и доставляем его в аэропорт Паланги — прямо недалеко от Клайпедского порта.
"Шантажист силен лишь настолько, насколько мы ему это позволяем. <…> Я не считаю, что мы должны пытаться идти на уступки, потому что, если мы дадим палец, нам, вероятно, откусят и всю руку", — заявила Нелюпшене.
Строгое заявление литовского вице-министра прозвучало во время совещания глав МИД в Брюсселе. На нем вроде как раз и обсуждался вопрос о возможном снятии санкций. Но в Евросоюзе, как известно, все решения принимаются общим консенсусом. И слово Литвы равнозначно слову Германии или Франции.
Ну а по версии "мозгового центра" в Литве — на сей раз МИД — продовольственной безопасности уже ничего не поможет и ослабление санкций проблему не решит.
И кстати, вот еще идея для прытких литовцев. Пусть предложат прорыть канал из Черного моря к Клайпедскому порту? Вот и решат вопрос. Ну, а гарантии безопасности грузов легко обеспечат литовские страховщики. Литва — страна богатая, и мощная мировая держава! Попрошу не забывать.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.