ВИЛЬНЮС, 31 дек – Sputnik. Директор электроснабжающей компании Elektrum Lietuva Мартинас Гига заявил, что у Литвы нет ни инструментов, ни возможностей заниматься снижением цен на электроэнергию или другие энергоресурсы внутри страны, потому что она зависит от общей ситуации на энергорынке.
По его мнению, 2022 год "лишь уточнил правила игры для энергетического рынка".
Гига пояснил, что, когда отступила пандемия COVID-19 и начался конфликт на Украине, с энергетическим рынком произошло "все самое плохое".
"Отказ от России и ее ископаемых энергоресурсов, разрыв цепочек поставок, инфляция и рост цен вновь потрясли мировую экономику. Мы являемся неотъемлемой частью глобальной системы, и мы будем продолжать ощущать эффект открытых дверей в 2023 году: сколько электроэнергии даст Швеция, сколько солнца будет у нас [в Литве], по какой цене мы будем покупать природный газ, каковы будут потребности Китая или любой другой крупной экономики", — считает топ-менеджер.
По информации Международного энергетического агентства (МЭА), шок в этом году показал, насколько "хрупкой и неустойчивой является мировая энергетическая система".
"Риторический вопрос — будет ли 2023 год легче. Скорее всего, нет, потому что, похоже, мы только что узнали все правила игры, а переориентация и адаптация рынков — это длительный процесс, который только начался", — прогнозирует Гига.
Такие ожидания эксперт объяснил тем, что, во-первых, в 2023 году миру придется приспосабливаться к тому, что Россия не будет поставлять энергоносители, и это повлияет как на рынки природного газа, так и нефти.
"На данный момент у нас очень ограниченные собственные ресурсы производства энергии, поэтому мы будем продолжать зависеть от многих обстоятельств. К ним относятся спрос на энергетические продукты, подходящие погодные условия для производства зеленой электроэнергии... Европа, со своей стороны, будет продолжать конкурировать с Китаем и Юго-Восточной Азией за природный газ", — считает он.
По словам эксперта, Европе не помог тот факт, что атомные электростанции во Франции, одном из крупнейших экспортеров электроэнергии, пришлось ремонтировать после истечения срока службы.
"Франция и ее атомные электростанции — хороший пример того, как изменения в одной стране меняют ситуацию в других. Поскольку Франция сокращает нормальное производство электроэнергии, больше электроэнергии импортируется из Германии, увеличивается спрос в Норвегии, Швеция сталкивается с нехваткой электроэнергии, и цена на нее растет. У нас [Литвы] нет ни инструментов, ни возможностей для решения проблемы цен на электроэнергию или другие энергоносители, закрывшись внутри страны, поскольку мы зависим от общей ситуации", — указал Гига.
Кроме того, он отметил, что отстранение РФ от мирового энергорынка также будет исключительным условием.
На ситуацию с энергетикой в Литве влияет и признание компании Perlas Energija в том, что она "больше не в состоянии выполнять свои обязательства перед бытовыми потребителями".
"Это стало дополнительным шоком для клиентов компании, поскольку цены на электроэнергию в этом году достигли новых высот", — пояснил эксперт, добавив, что решение компании не сподвигло государство поставлять электроэнергию.
При этом Гига отметил, что в такое нестабильное время Литве "помогают управлять ценой на электроэнергию" местные источники зеленой генерации. Так, существуют проекты по внедрению возобновляемых источников генерации энергии как на частном, так и на национальном уровнях.
"Однако не все они будут введены к 2023 году, не говоря уже о барьере в два гигаватта для развития проектов солнечной энергетики, поэтому мы будем адаптироваться к меняющимся условиям, повышать нашу энергетическую независимость. В следующем году ситуация в принципе не изменится, и пирамида, в основании которой по-прежнему традиционные ископаемые ресурсы, не перевернется", — пояснил он.
Эксперт добавил, что, если в 2023 году не произойдет "чего-то такого, что казалось бы невозможным, у Литвы будет время, чтобы постепенно нарастить мускулы".
Западные страны, в том числе Литва, усилили санкционное давление на Россию из-за Украины. Это привело к росту цен на электроэнергию, топливо и продукты питания в Европе и США. Нарушение в цепочках поставок, отказ Вильнюса от трубопроводного газа и электроэнергии из РФ, а также политизированные решения литовских властей привели к трудностям в экономике и осложнили положение жителей и предприятий. Многие вынуждены сокращать потребление и экономить, отказываться от использования некоторых бытовых приборов, частично отключать освещение.
Кроме того, по данным Департамента статистики, предварительная годовая инфляция в Литве в декабре достигла 20 процентов. В ноябре она составила 22,9 процента.