ВИЛЬНЮС, 30 дек – Sputnik. Возможный переход Литвы на европейскую железнодорожную колею снизит экономический потенциал транспортного сектора балтийской республики, считает губернатор Калининградской области Антон Алиханов.
По его словам, в Калининграде найдут адекватный ответ в том случае, если литовские власти реализуют такой сценарий.
"В аспекте транзитных преимуществ это снижает их потенциал, находясь в здравом уме, я бы этого не делал. Я всегда говорю – давайте подойдем к карте, основой заработка железных дорог прибалтийских государств является соседство с Россией. В случае реализации этой идеи мы, как и всегда, найдем адекватный ответ", - приводит его слова ТАСС.
Алиханов подчеркнул, что знакомился с планами Литвы на такой переход.
"Звучало это так - в 2025-2026 годах они представят план, я читал это, знакомился. Я бы не относился скептически к этому, если такой у них план есть", - добавил он.
В Европе ширина железнодорожной колеи составляет 1435 миллиметра. Ширина колеи в России и бывших республиках Советского Союза, в том числе в Литве – 1524 миллиметра. Министр транспорта балтийской республики Марюс Скуодис заявлял, что проложенная до Клайпеды с ее морским портом железнодорожная колея европейского стандарта способствовала бы созданию перспективных транспортных коридоров.
В то же время Алиханов прокомментировал ситуацию вокруг квот. По его словам, квоты на транзит по железной дороге грузов в Калининградскую область через балтийскую республику являются "игрой в одни ворота". Он также подчеркнул необходимость снятия таких ограничений, поскольку, по его словам, квоты выстроены так, что со временем могут только уменьшаться.
"Это не взаимная торговля России и Евросоюза, это транзит российского товара в регион России. Какую бы цифру они не поставили в квоте - нет возможности ее перевыполнить, есть возможность только недобрать, то есть это всегда игра в одни ворота с отрицательным для нас результатом", - пояснил Алиханов.
При этом он отметил, что пока нет информации об объеме квот, но в этом году квоты не по всем товарам были выбраны до конца. По словам Алиханова, в начале года квоты обнулятся, но неясно, какая базу будет взята для расчетов, будут ли учитывать 2022 год, который для Калининграда был "не очень удобен по понятным причинам".
"По поводу того, хватит ли их - на эту тему я вообще предлагаю не размышлять, мое мнение тут простое, что это грубое нарушение обязательств устанавливающих их стран, не имеющее логической основы", - заявил губернатор Калининградской области.
Причиной невостребованности квот, по его мнению, являются действия Вильнюса.
"Не удалось их до конца выбрать и, очевидно, не получится в этом году. Мы не можем влиять на сопутствующие риски, которые литовская сторона постоянно создает: очереди какие-нибудь, дополнительные требования. Все это создает такой фон, что люди в итоге говорят "Да ну вас!" и везут морем, пусть чуть дороже, но не хотят связываться с их железной дорогой", - сказал Алиханов.
Сложности с транзитом в Калининград через Литву начались еще летом, когда Вильнюс запретил перевозки подсанкционных товаров через свою территорию. Под ограничения на транзит попали стройматериалы, металл, цемент, удобрения, алкоголь. В настоящее время возить попавшие под санкции грузы по железной дороге в регион можно только по квотам, которые не превышают средние значения за последние три года. Перевозка таких товаров автомобильным транспортом запрещена. Для организации беспрепятственных перевозок товаров в Калининградскую область используется морской путь.