Мэр Вильнюса "не увидел" заторов, несмотря на крупную забастовку водителей
По словам градоначальника, приоритет для VVT и муниципалитета — удовлетворение интересов всех работников компании и улучшение качества поездок жителей
Подписывайтесь на Sputnik в ДзенВИЛЬНЮС, 5 дек – Sputnik. Мэр Вильнюса Ремигиюс Шимашюс заявил, что день забастовки профсоюза работников "Вильнюсского общественного транспорта" (VVT) "необычный и трудный", однако ситуация "лучше, чем прогнозировалось".
"Прежде всего спасибо тем водителям "Вильнюсского общественного транспорта", которые сегодня выполняли свою работу и перевозили пассажиров. Спасибо также жителям Вильнюса, которые не поддались панике — перепланировали поездки, следили за скорректированным расписанием, предпочитали работать дома или использовать альтернативные способы передвижения. По дороге на работу (я знаю, что вы спрашиваете, отвечу сразу — на велосипеде) я не заметил никаких серьезных заторов", — написал он в соцсетях.
По его словам, команда VVT, транспортных служб и муниципалитета работала в выходные, чтобы коммуникация была "как можно более гладкой". Также в понедельник с утра контролеры общественного транспорта раздавали горячий чай жителям, которые долго ждали автобус. По мнению Шимашюса, "четкая и своевременная информация помогла предотвратить появление хаотичных ситуаций в городе".
"Как долго продлится забастовка — я пока не могу предсказать дату окончания, но руководство VVT и сегодня продолжает переговоры. И тот факт, что большинство требований были выполнены еще до начала забастовки, дает надежду на то, что сделка все-таки будет заключена", — отметил мэр.
Шимашюс еще раз пояснил, чего требуют бастующие. Так, главным требованием было повышение зарплаты на десять процентов для всех работников — не только водителей, но и, например, работников по обслуживанию автобусов, что было сделано с 1 ноября. При этом, отметил он, водители получили даже больше — повышение примерно на 20 процентов (сейчас средняя брутто-зарплата составляет около 2015 евро).
"Еще одно требование профсоюза — подписание коллективного договора. Ситуация здесь такова, что профсоюз хочет сохранить старую систему оплаты труда, где стаж является ключом к зарплате. Руководство VVT хочет, чтобы самые низкооплачиваемые работники получали самые большие прибавки к зарплате, а премии начислялись в первую очередь за качество обслуживания пассажиров, а не за стаж работы. Здесь есть разногласия, которые являются предметом текущих переговоров", — пояснил Шимашюс.
По словам градоначальника, приоритет для VVT и муниципалитета — удовлетворение интересов всех работников VVT, а не привилегированных групп, а также улучшение качества поездок жителей Вильнюса.
"Это ключевой момент, и я не сомневаюсь, что рано или поздно договоренности будут достигнуты", — уверен он.
Согласно последним данным VVT, в общей сложности собираются бастовать 519 работников — это почти половина водителей компании, хотя изначально планировалось, что не выйдут на работу около 35 процентов.
Разногласия между VVT и профсоюзом работников тянутся уже более года. Сотрудники недовольны системой оплаты труда. Еще в октябре 2021 года профсоюз решил организовать забастовку, но этому помешали споры в судах. В мае Вильнюсский окружной суд разрешил осуществить акцию, но при условии, если во время ее проведения будет обеспечено 50 процентов услуг по каждому маршруту предприятия.
В профсоюзе подчеркивали, что забастовку не могли провести из-за действующего в Литве режима чрезвычайного положения, но после начала действия ЧП только в приграничных зонах проведение забастовки стало возможным.
В сентябре работники VVT угрожали забастовкой, которая нанесла бы ощутимый удар по сообщению в литовской столице. Позже председатель профсоюза VVT Альгирдас Маркявичюс сообщил, что забастовка не состоится, поскольку требование о повышении зарплаты работникам не менее чем на десять процентов было учтено.