Как показал проведенный в сентябре опрос, только девять процентов жителей Литвы полагают, что жизнь в стране улучшается. У 90 процентов респондентов — противоположное мнение. При этом надо отметить, что в сентябре 2020-го оптимистично на развитие событий смотрели 50 процентов граждан Литвы.
Тенденция налицо, и это повод системно взглянуть на проблему, поскольку ситуация в Литве является отражением общеевропейского тренда. Рассуждать в данном случае следует последовательно.
Во-первых, можно задать вопрос: зачем Евросоюзу вообще надо было вводить санкции против России? Вот есть такая страна, как Турция, которая ни в грош не ставит территориальную целостность Ирака и Сирии, применяя на их территории свои вооруженные силы. И никаких пакетов европейских санкций или обсуждения исключения агрессора из демократического блока НАТО.
Но, допустим, украинский кейс — нечто иное, что-то фундаментальное, и это якобы ну никак нельзя оставить без ответа с точки зрения западных ценностей. Однако тогда житель, например, Германии или Италии может сказать: вводите санкции сколько вашей душе угодно, но, пожалуйста, не за мой счет.
Допустим, рядовой француз или поляк вдруг даже готовы страдать ради того, чтобы, как они считают, "цивилизованный мир" победил российский авторитарный неоимпериализм. Однако тогда желательно, чтобы был результат, ведь страдания ради страданий бессмысленны.
А что же мы имеем на практике? Конечно, российская экономика не процветает, но очевидно, что она не разорвана в клочья, как любят утверждать на Западе. И устояла она в том числе потому, что большая часть мира (включая таких гигантов, как Китай и Индия) не поддержала США и Европу в их стремлении "раздавить" РФ.
Таким образом, Запад ни на внутренней, ни на внешней арене должным образом не подготовился к противостоянию с Москвой, и заложником необоснованных амбиций части его элиты стали простые американцы, чехи, британцы и далее по списку. При этом можно сколько угодно говорить о том, что платежки надо слать в Москву или что простые европейцы на эмоциях "сгущают краски". Однако это популистские попытки переложить все с больной головы на здоровую.
Поэтому на Западе — особенно в Европе — назрел и даже перезрел вопрос, как выходить из той кризисной ловушки, в которую он сам себя загнал.
Есть предложение. Можно сказать, что президент России Владимир Путин начал СВО на Украине для того, чтобы Европа ввела против России санкции и таким образом разрушила саму себя. Поэтому настала пора сорвать коварный план Кремля и отменить санкции, чтобы стать сильнее и еще больше помогать Украине.
А если серьезно (хотя порой складывается впечатление, что "серьезно" — это больше не про Запад), то, когда речь идет о судьбах промышленности и миллионов людей, становится не до сарказма и не до политической гордости, а точнее — нежелания расписаться в собственной глупости и бессилии. Социально ответственные политики, как бы больно ни было, должны уметь признавать ошибки ради благосостояния избирателей.
Однако проблема в том, что для таких персонажей, как глава МИД Германии Анналена Бербок, как выясняется, важнее благосостояние Украины и — возможно — Соединенных Штатов. Пока ничто — ни опросы, ни регулярные массовые протесты — не может заставить их поразмыслить и отказаться от экономических похорон Германии и большой части Европы.
Возвращаясь к ситуации в Литве, можно сказать, что руководство страны, как и весь Запад, оказалось в полной мере не готово к последствиям проводимой внешней политики. Но отказываться от нее оно упорно не собирается, хотя даже у супервыдержанных литовцев терпение, похоже, уже на исходе.
В предыдущие циклы правления консерваторов казалось, что хуже быть не может. Оказалось, было к чему стремиться. Конечно, нельзя сказать, что вообще ничего не делается. Однако вышеупомянутые результаты опроса показывают, что население не наблюдает эффективных результатов предпринимаемых государством мер.
А делать-то что? Как сказал премьер Венгрии Виктор Орбан: "Мы находимся в эпицентре международной битвы, Европа разделена на два лагеря: один верит в санкции, а другой считает, что санкционную политику нужно менять, потому что мы в ней увязли". В связи с этим остается надеяться, что второй лагерь все-таки успеет спасти Европу от себя самой.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.