ВИЛЬНЮС, 13 окт — Sputnik. Клайпедский порт снизил перевалку грузов на 19,3 процента за первые девять месяцев этого года, сообщает пресс-служба порта.
Всего морская гавань обработала 27,12 миллиона тонн грузов — это на 6,48 миллиона тонн меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
В целом за этот период порты стран Балтии перевалили чуть более 80 миллионов тонн грузов, из них литовский — 34 процента от общего объема. В частности, на показатели работы порта повлияла потеря грузов крупнейшего в странах Балтии изготовителя азотных удобрений Achema и завода по производству фосфорных удобрений Lifosa, которые приостановили свою деятельность из-за резкого роста цен на энергию и сырье.
При этом увеличились темпы роста контейнерных грузов и объемы перевалки нефтепродуктов и сжиженного природного газа (СПГ) по сравнению с портами Латвии и Эстонии.
"Клайпедский порт может успешно обрабатывать не только различные грузы, но и работать в разных направлениях… мы видим, что импорт увеличивается, Клайпедский порт превращается из экспортного порта в транзитный и импортный. Терминалы, которые раньше обрабатывали экспортные грузы с относительно небольшими усилиями, теперь концентрируются на импорте. Клайпедский порт имеет очень диверсифицированную грузопереработку — обрабатываются практически все возможные грузы, что также способствует компенсации потерь грузов", — сообщил генеральный директор Клайпедского порта Альгис Латакас.
С января по сентябрь пропускная способность контейнеров (TEU) в порту выросла почти на 61 процент по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. Это самый высокий рост среди портов Балтии. На это повлияли изменения в правилах взимания пошлины, включение Клайпеды в дополнительные морские маршруты, а также наличие необходимой инфраструктуры для приема крупных контейнеровозов.
Кроме того, увеличились грузоперевозки нефтепродуктов (на 12,5 процента) и СПГ (на 61 процент) по сравнению с январем — сентябрем 2021 года. Это связано с текущей геополитической ситуацией, энергокризисом в Европе и наличием в Клайпедском порту инфраструктуры для приема таких грузов.
В этом году порт переработал 13,56 миллиона тонн генеральных грузов, в том числе контейнеры (TEU), железо и сталь, металлоконструкции и замороженные грузы — это почти на 14 процентов или на 1,6 миллиона тонн больше, чем за тот же период прошлого года.
За первые девять месяцев порт импортировал 40 процентов грузов, а экспортировал — 60 процентов. В прошлом году за тот же период распределение было таким же: 28 процентов импортных и 72 процента экспортных грузов.
Наливных грузов, то есть нефтепродуктов, удобрений, масел, сжиженного природного газа, в январе — сентябре было перевалено почти 5,9 миллиона тонн — на 14 процентов больше, чем за аналогичный период 2021 года.
В сегменте насыпных грузов, в основном удобрений, сахарного сырья и торфа за первые девять месяцев этого года перевалка грузов снизилась на 53,5 процента по сравнению 2021 годом из-за санкций против России и Белоруссии.
Отмечается, что по статистике перевалки грузов за указанный период Клайпедский порт занимает первое место среди других портов Балтии. Так, в Таллинском порту объем грузов сократился на 21,5 процента, в основном за счет значительного снижения в сегменте наливных и насыпных грузов — в обеих категориях на 41 процент. В латвийских портах объем грузов увеличился за счет угля и железной руды, которые в прошлом году не перерабатывались.
"За последние несколько лет в латвийских портах наблюдалось двузначное процентное падение, в то время как Клайпеда сохраняет стабильную пропускную способность и продолжает расти из года в год. Поэтому мы предполагаем, что Клайпеда показывает более высокие результаты в соревнованиях. В латвийских портах грузопоток в этом году растет за счет грузов с низкой добавленной стоимостью. Цель нашего порта — сделать грузы максимально экологичными и ценными", — подчеркнул Латакас.
В январе — сентябре этого года Клайпедский порт посетило 275529 пассажиров, что на 71,9 процента, или 115233 пассажира, больше, чем в январе — сентябре 2021 года.
Отношения России и Белоруссии с западными странами резко ухудшились после начала спецоперации РФ на Украине, Евросоюз ввел против Минска санкции, в том числе касающиеся определенных отраслей экономики. В итоге Вильнюс потерял транзит белорусских нефтепродуктов и удобрений.
Кроме того, у Литвы резко ухудшились отношения с Китаем, в результате литовский бизнес сталкивается с трудностями при экспорте своей продукции в КНР.
Многие эксперты уже отмечали, что санкции, затрагивающие деятельность Клайпедского порта, нанесут ущерб литовской экономике, однако литовские власти не хотят этого признавать и продолжают принимать политизированные решения.