ВИЛЬНЮС, 4 окт — Sputnik. Председатель Комитета Сейма Литвы по вопросам будущего Раймундас Лопата считает, что сейчас в балтийской республике нет представления о том, как должно развиваться образование в долгосрочной перспективе.
По мнению членов комитета, нынешняя образовательная политика Литвы решает текущие проблемы образования, но не отражает его фундаментальную трансформацию, которая уже происходит.
"Отсутствие такого осмысления в долгосрочной перспективе чревато системной отсталостью литовского образования", — считают парламентарии.
По их мнению, необходимо наметить долгосрочное видение развития образования и закрепить его при подготовке государственной стратегии развития "Литва-2050".
"Соглашение между политическими партиями еще исправляет то, что не было сделано в прошлом, но создает ли оно основу для новой парадигмы в образовании?" — задается вопросом Лопата.
Он также отметил, что в стратегических документах государства отсутствует видение того, к какому обществу Литва должна готовить людей через 30 лет, каким будет образование в республике, когда значительную часть работы нынешних учителей и выпускников учебных заведений возьмет на себя искусственный интеллект.
По мнению профессора Вильнюсского университета Криступаса Саболюса, общество будущего будет находиться под "фундаментальным влиянием неопределенности" и образование должно подготовить людей к жизни в таком обществе и в такой среде.
"Именно поэтому самым главным в обществе сегодня становится образование, в центре которого находится учитель. Нам нужно не только готовить учителей будущего, но и помочь им сейчас адаптироваться к изменениям в обществе, чтобы они могли создать новую парадигму образования", — считает он.
Комитет предлагает правительству и Государственному совету по развитию поставить цель глубокой трансформации образования в государственной стратегии прогресса "Литва-2050" и подготовить указания для ее реализации.
Предлагается, чтобы Министерство образования, науки и спорта поспособствовало созданию платформы инноваций в образовании для объединения учителей, исследователей, политиков и других заинтересованных сторон для обмена идеями о будущем образования.
По мнению представителей комитета, необходимо продолжить обсуждение и сформулировать будущее видение образования.
В заседании Комитета по вопросам будущего приняли участие министр образования, науки и спорта Юргита Шюгждинене, председатель Комитета Сейма по образованию и науке Артурас Жукаускас, советники премьер-министра Дарюс Жеруолис и Айсте Кайриене, советник Ассоциации самоуправлений Литвы Йонас Мицкус, главный политический аналитик Центра стратегического анализа правительства Индре Пусевайте, председатель Литовской ассоциации руководителей школ Дайнюс Жвирдаускас.
Ранее Шюгждинене сообщала, что система высшего образования в Литве должна адаптироваться к уже произошедшим демографическим изменениям и трансформировавшимся потребностям общества. По ее словам, "чтобы не утонуть в рутине и обыденности, нужно всегда обсуждать будущее".