"Рядовой сотрудник станет пешкой": в Литве раскритиковали реформу госслужбы
Большой дисбаланс власти на государственной службе создаст условия для моббинга, кумовства и коррупции, заявил Сисас
Подписывайтесь на Sputnik в ДзенВИЛЬНЮС, 30 сен — Sputnik. Начатая правительством реформа государственной службы приведет к неолиберализации госсектора и наделит главы госучреждений непропорционально большими полномочиями, заявил член оппозиционной Социал-демократической партии Литвы (СДПЛ) Альгирдас Сисас.
В среду правительство Литвы одобрило проекты поправок к Закону о государственной службе и смежным законам. В проекте предлагается отменить верхний потолок окладов госслужащих, децентрализовать их отбор, но конкурсы на должности руководителей учреждений организовать централизованно.
Также планируется отказаться от максимального количества работников и служащих. Руководители учреждений и органов будут сами решать, сколько и каких должностей необходимо для осуществления деятельности и достижения поставленных целей.
"Начата консервативно-либеральным правительством реформа государственной службы, которая, я согласен, является необходимостью. Однако я убежден, что ее нынешняя версия слишком элитарна и она направлена на дальнейшую неолиберализацию государственного сектора, превращение государственных институтов в своего рода ЗАО, где управленческая цепочка будет иметь непропорционально большие полномочия", — заявил Сисас.
По словам политика, правящие, ссылаясь на рейтинг "Индекс эффективности международной гражданской службы", где Литва занимает лишь 20-е место из 38, а по способностям и вовсе находится на 36-м, утверждают, что нужно соответствовать странам, занимающим восьмое, 12-е и 14-е места — Нидерландам, Эстонии и Ирландии, которые якобы приняли необходимые реформы на уровне руководителей и только благодаря этому находятся на столь высоких позициях.
"Во-первых, указанный индекс составляется только с 2017 года, и тогда Эстония находилась на седьмом месте, Нидерланды — на 14-м, Ирландия — на 20-м месте. Второй и пока последний раз он составлен в 2019 году, и на него опираются авторы литовской реформы. Кроме того, во всех этих странах реформы государственного сектора были и остаются сложными, а укрепление управленческой цепочки является лишь одним из элементов", — подчеркнул депутат.
По мнению Сисаса, нынешним управленцам на госслужбе не так уж и плохо по сравнению с рядовыми госслужащими, которые слишком долго ждут получения достойных зарплат.
"Я с 2008 года говорю, что надо укреплять госсектор, в первую очередь за счет повышения зарплат. Напомню, что даже во время кризиса 2008 года, после того как была снижена заработная плата госслужащих, исчисляемая по базовому размеру, последняя так и не была восстановлена до той, которая была почти 15 лет назад. В других местах заработная плата выросла на несколько процентов, а в государственном секторе к базовой сумме добавилось пару евро. Уставное премирование госслужащих возможно и сейчас, но зачастую его просто не из чего дать", — пишет депутат, отмечая, что именно из-за этой причины никто не хочет работать на госслужбе.
По его словам, сомнения также вызывает превращение госсектора в подобие ЗАО, когда от объективной оплаты труда переходят на субъективную, где все решает руководитель, полномочия профсоюзов становятся формальностью, а слово работника вообще ничего не значит, не остается стажа, а только рядовое трудовое правоотношение.
Как отметил Сисас, подобная элитарная реформа, то есть проходящая только на управленческом уровне, способствует образованию большого неравенства между высокопоставленными и низкоранговыми служащими, что автоматически является признаком плохой организации, плохого работодателя.
"Нужно ли литовской госслужбе превращаться в подобие ЗАО, где руководители получают огромные зарплаты, а рядовые служащие зарабатывают столько, что едва сводят концы с концами? Судя по всему, частный бизнес уже сейчас пытается быть прогрессивным по отношению к своим работникам и сокращать социальное неравенство и разделение между ними. Почему нынешняя власть решила сделать шаг назад, принизив рабочего и сделав его пешкой в системе?" — спрашивает политик.
По мнению Сисаса, большой дисбаланс власти на государственной службе создаст условия для моббинга, кумовства, оппортунизма и, возможно, коррупции.
"Реформа государственной службы требует комплексности и сбалансированности. В этом редком случае я согласен с президентом — чтобы вместе с водой не выплеснуть и ребенка", — подытожил депутат.