"Помощь после смерти": план спасения от кризиса разочаровал аграриев Литвы
Сейчас политика направлена на субсидирование роста цен на энергию для потребителей, а не для бизнеса, но это опасный путь, заявил председатель Союза фермеров Юкнявичюс
Подписывайтесь на Sputnik в ДзенВИЛЬНЮС, 21 сен — Sputnik. Меры решения проблем, возникших в сельскохозяйственном секторе на фоне кризиса в энергетике, предложенные Министерством сельского хозяйства и Министерством энергетики, не убедили депутатов Комитета Сейма по делам сельского хозяйства.
В среду на заседании комитета рассматривались пути выхода из энергетического кризиса в сельском хозяйстве. Впервые этот вопрос обсуждался неделю назад, и министерствам сельского хозяйства и энергетики было поручено дать ответы на заданные вопросы.
Меры Министерства сельского хозяйства представил министр Кястутис Навицкас.
"Это актуальный вопрос, потому что сегодня мы живем в энергетическом кризисе. С нашей стороны в течение этого года оказывается поддержка в виде мероприятий по инженерному обеспечению и устойчивому энергоснабжению промышленности. Согласно военному коммюнике, предусмотрена помощь в размере 31 миллиона евро, которая будет распределена в течение этого года. Большинство государств — членов ЕС согласны с тем, что общение и поддержку необходимо расширять”, — рассказал Навицкас.
По его словам, министерство предоставило льготные кредиты в размере до 0,5 миллиона евро и помощь в установке газовых котлов, сектору свиноводства выделена поддержка в размере десяти миллионов евро, сектору птицеводства — 12 миллионов евро.
Также Литва ждет от ЕС одобрения компенсаций для садоводческого сектора.
"Далее следуют инвестиционные мероприятия по биогазу, установке солнечных коллекторов, повышению энергоэффективности. Несколько министерств окажут поддержку строительству биометановых электростанций. Сейчас готовится республиканский бюджет, и в ходе переговоров мы надеемся договориться о дополнительном финансировании на страхование урожая", — рассказал министр.
Минэнерго ответило на вопросы письменно. По мнению министерства, было бы нецелесообразно устанавливать компенсации фермерам, производящим избыточную солнечную энергию, поскольку это "исказит рынок". Вместе с тем хозяйства, производящие энергию, могут распределять ее только между объектами, находящимися в их собственности.
В ответ на предложение оказать экстренную помощь сельскохозяйственным субъектам в связи с подорожанием электроэнергии ведомство указало, что это является прерогативой министерств финансов и сельского хозяйства.
Реагируя на предложение предоставить фермерам возможность рассчитаться за использованное электричество в течение двух-трех месяцев, Минэнерго напомнило, что предусматривающих такой порядок правовых актов нет, а поставщики не в состоянии предоставить такую отсрочку. По мнению ведомства, поддержку могло бы оказать Министерство сельского хозяйства.
Как на заседании заявил депутат Кястутис Мажейка, предложенные меры недоступны фермеру с несколькими десятками гектаров.
"Может, лучше просто авансировать оплату прямыми платежами, что было бы реальной поддержкой. Люди ждут этих денег. Биогаз и биоэтанол, осуществить это могут несколько концернов в Литве. Нужно опуститься на землю", — сказал Мажейка.
"Ситуация аналогична той, когда утопающему предлагают начать посещать бассейн. Нам не хватает объяснения того, что будет с ценами на энергоносители, потому что в Эстонии они гораздо ниже. Временное ли это явление, что делается для выравнивания цен с соседями. Так будет всегда или что-то изменится? Другой вопрос, то, что министр сельского хозяйства говорит о перечисленных мерах, они уже закончились. Пандемия уже закончилась. Последние платежи свиноводческому комплексу за август были сделаны вчера, деньги ушли поставщикам и все ждут льготных кредитов, потому что другого выхода нет. Животноводы, садоводы, имеющие склады, в один голос говорят, что они не выдержат этого кризиса. Тридцать один миллион евро растает, как литр воды в пустыне. Ни у кого нет денег, чтобы инвестировать в биогаз. Мы считаем, что в сельское хозяйство необходимо вкладывать деньги", — заявил директор Литовской ассоциации свиноводов Альгис Баравикас.
"Ничего нового мы не услышали. Все меры рассчитаны на будущее, а поддержка нужна уже сегодня. Почему мы не можем отказаться от некоторых налогов. Например, экологических, дорожных сборов, чтобы компенсировать рост стоимости энергии. Денег нет, но их будет еще меньше, когда мы остановим производство. Мы рассматриваем возможность прекращения животноводческой деятельности и продажи коров полякам. Мы не слышим ничего, что можно было бы сделать, что стало бы хорошей новостью для фермеров", — сказал директор Ассоциации сельскохозяйственных компаний Йонас Свидерскис.
Председатель Союза фермеров Раймондас Юкнявичюс заявил, что сейчас политика направлена на субсидирование роста цен на энергию для потребителей, а не для бизнеса, но это опасный путь. Более слабые предприятия будут сворачивать производство, увольнять рабочих, а растущие цены коснутся потребителей.
"Вы представили множество мер, которые потребуются предприятиям и хозяйствам после смерти. <...> Мы не услышали ни о каких мерах, которые спасли бы бизнес и людей. Будем надеяться, что в ближайшее время будут реальные меры по спасению отрасли", — резюмировал председатель комиссии Викторас Пранцкетис.
В последнее время на фоне спецоперации РФ на Украине, а также санкций против России экономика Литвы испытывает серьезные трудности. Жители и предприятия страдают от роста цен на электричество и газ. Кроме того, балтийская республика отказалась от российского трубопроводного газа и электроэнергии.
В литовской экономике электроэнергетика является одной из наиболее уязвимых сфер, а Литва считается самой энергодефицитной из стран Балтии. Литва только на 30 процентов обеспечивает себя электроэнергией, остальной объем приходится импортировать.