Мировой энергетический кризис, набирающий все более быстрый темп с третьего квартала 2021 года, чрезвычайно богат на события. Новостные агентства с трудом поспевают за потоком новостей, зачастую не имея возможности анализировать происходящее, оценивать его значимость, видеть взаимное влияние энергетики и политики.
Наибольшее количество событий происходит на энергетическом рынке Евросоюза – там действия европейских политиков приводят ко все более глубоким нарушениям энергообеспеченности и энергетической безопасности. Безусловно, тема это важная и интересная, однако проблемы ЕС интересны для нас, жителей России, только с одной точки зрения – возможности оценить риски, которые могут коснуться нашей энергетической отрасли.
То, что при галопирующем росте цен на все виды энергетических ресурсов Россия остается относительным "островом стабильности", мы во многом обязаны тому, что Министерство энергетики сохраняет и развивает подход, сложившийся еще в советские времена: подготовка к очередному отопительному сезону должна начинаться уже ранней весной. Эта практика соблюдается самым строгим образом — идет оценка технического состояния всех объектов тепловой и электрической генерации, проверяются и перепроверяются договоры поставок необходимых энергоресурсов, логистические схемы, состояние складских помещений, магистральных и распределительных сетей и так далее.
Нужно помнить о том, что Единая энергетическая система (ЕЭС) России является одной из составляющих инфраструктуры, обеспечивающей связность нашей огромной территории, ее надежность и гарантированная работоспособность имеет стратегическое значение. Федеральная сетевая компания прикладывает максимум усилий для развития высоковольтных линий электропередач, позволяющих передавать самые большие объемы электроэнергии. Мы не так часто обращаем внимание на эту работу — обычно оно появляется только после различных аварий и чрезвычайных событий, связанных с различными климатическими и погодными сюрпризами.
Энергетическая система Крыма после 2014 года
Однако чуть более шести лет тому назад была ситуация, когда к работе наших энергетиков было приковано внимание всей страны.
До 2015 года собственная генерация электроэнергии в Крыму была весьма скромной — всего четыре электростанции, "Сакская", "Севастопольская", "Симферопольская" и "Камыш-Бурунская", построенные еще во времена СССР. Но в те годы этого было вполне достаточно, поскольку Крым был с запасом обеспечен перетоками из Херсонской области с ее мощной угольной генерацией, и из Запорожской области, где работает крупнейшая АЭС тогда СССР, теперь – Украины и Европы.
Переток из Херсонской области обеспечивала подстанция "Каховская", из Запорожской — подстанция "Мелитопольская", на территории самого Крыма за прием и дальнейшее распределение электроэнергии обеспечивал подстанции "Островская" и "Джанкой". Суточная потребность полуострова в электроэнергии оценивалась в 1,2 гигаватта, из которых собственная генерация составляла только 300 мегаватт, то есть объем поставок из двух областей Украины составлял порядка 900 мегаватт в сутки.
Взрывы националистов в то время стали причиной энергетической блокады Крыма. Блокады, начавшейся во время отопительного сезона, что наглядно доказывает, что эти теракты были тщательно спланированы, что считать эти преступления неким "стихийным проявлением гражданской активности" могут только те, кто эти преступления и совершил.
Стоит отметить, что в Министерстве энергетики наличие существенных рисков подобного рода оценили уже летом 2014 года, и уже тогда началась разработка и реализация проекта энергоснабжения Крыма. Проект предусматривал два этапа — сначала использовать более оперативный, быстрее реализуемый проект энергомоста со стороны Краснодарского края. Второй этап предусматривал строительство новых электростанций на территории самого Крыма.
Проект энергомоста был разработан уже в конце февраля 2015 года, непосредственные работы начались уже в марте — требовалось в максимально сжатые сроки построить две новых высоковольтных линии электропередач на территории Ростовской области и Краснодарского края, еще четыре — на территории Крыма общей протяженностью 1150 километров, из которых 13,5 километров приходились на подводный участок по дну Керченского пролива. Одновременно возводились две новых подстанции в Крыму и шла масштабная реконструкция еще одной — на Таманском полуострове.
С учетом антироссийских санкций, которые со стороны Евросоюза и США шли безостановочным потоком, заказчиком работ выступило Российское энергетическое агентство Министерства энергетики России, генеральным подрядчиком — ФСК. Существенный вклад в реализацию проекта энергомоста внес Росатом: 17 сентября 2015 года, на два месяца раньше запланированного срока, был введен в промышленную эксплуатацию энергоблок № 3 Ростовской АЭС мощностью тысяча мегаватт, при этом мощность Крымского энергомоста была рассчитана на 800 мегаватт.
Если коротко, то такого темпа работы, такой слаженности целого ряда компаний, в истории современной России не было и единственное, с чем можно сравнивать — с тем, как работали энергетики в годы Великой Отечественной войны. Только благодаря этому Крыму удалось пройти отопительный сезон 2015/2016 с минимально возможными в таких условиях потерями.
Уже в ноябре 2015 года МЧС России начало переброску на полуостров газотурбинных электростанций со всех регионов нашей страны, а 29 ноября руководство "Крымэнерго" сообщило, что основная подготовка всей инфраструктуры энергомоста завершена. На церемонии его запуска в тестовом режиме в начале декабря присутствовал президент России Владимир Путин, с этой даты электроэнергия материковой части России пошла в Крым по первой нитке мощностью 200 мегаватт. Двумя неделями позже электроэнергия стала поступать в Крым по второй нитке энергомоста, обеспечив переток мощностью еще 230 мегаватт.
В мае 2022 года энергомост работал уже в составе всех четырех линий общей мощностью 800 мегаватт, что позволило отменить режим ЧС для Крыма, и специалисты Минэнерго приступили к уже более спокойной части работы — к аккуратному, плановому восстановлению энергосистемы полуострова, пострадавшей не только от событий той тяжелой зимы, но и от предыдущих 20 лет недофинансирования, в течение которых Крым по странному стечению обстоятельств находился в составе Украины.
Энергомост в Крым
© Sputnik / РИА Новости
На этом тектонические изменения в энергосистеме полуострова не закончились. Не взирая на вал антироссийских санкций, на проблемы, возникшие в отношениях с компанией Siemens, Ростех вводил в строй энергоблоки, строившиеся "с нуля". С 18 марта 2019 года в составе энергосистемы Крыма на полной мощности работают Таврическая (Симферополь) и Балаклавская (Севастополь) электростанции, с 1 января 2020 года Сакская ТЭЦ, полностью модернизированння за счет нового оборудования нарастила мощность с 16 мегаватт в 2014 году до 150 мегаватт.
По итогам 2021 года общий объем выработки электроэнергии всеми объектами генерации Крыма составил 7369 миллиардов киловатт-часов, общий объем потребления за тот же период — 8761 миллиарда киловатт-часов.
Другими словами, к началу этого года Крым самостоятельно обеспечивал себя электроэнергией на 84 процентов, дефицит покрывался за счет энергомоста из Краснодарского края. Для покрытия этого дефицита необходимая мощность перетока из Краснодарского края теперь составляет менее четырех мегаватт в сутки, то есть в 225 раз меньше перетока, который шел из энергосистемы Украины в 2014 году. Впечатляющий итог "крымской энергетической пятилетки" и убедительный ответ всем скептикам, сомневающимся в том, что энергетическая отрасль России, наше Минэнерго способно работать в мобилизационном режиме в тех случаях, когда речь идет об интеграции наших новых регионов.
Остается обратить внимание на то, как хронологически выглядели этапы интеграции Крыма в состав России. Ввод в эксплуатацию энергомоста — май 2016 года, ввод автомобильной части Крымского моста — октябрь 2018 года, ввод железнодорожной его части — декабрь 2019 года. Первыми в свое мирное сражение шли наши энергетики, при этом работа была реализована государственными компаниями под руководством министерства. Предлагаю зафиксировать простой факт: энергетики с интеграционным проектом справились, компетенции наработали, алгоритм действий в наличии имеется.
Исторический экскурс, которому посвящена эта статья необходим для того, чтобы правильно оценить значимость, важность события, о котором весьма лаконично Минэнерго сообщило 22 июля 2022 года. Рабочая поездка Николая Шульгинова, руководителя этого ведомства в Республику Крым и в Донецкую Народную Республику (ДНР) — спокойный и уверенный ответ на вопрос, который интересует многих жителей территорий, освобожденных в ходе СВО от киевского режима: "Возврат России — это навсегда или нет?"
Об этом — следующая статья.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.