Заявления руководителя Венгрии можно разделить на две части.
Первая касалась провальной западной стратегии на российском направлении. При этом он не только указал на её неэффективность (западная помощь не помогает Украине победить, санкции не сломали Россию, но создали большие проблемы для самого Запада, а мир его не поддержал), но и по сути обвинил нежелающее договариваться трансатлантическое сообщество в эскалации украинского кризиса и возвращении во времена Холодной войны и блокового мышления. Выход, по мнению Орбана - смена стратегии: отказ от стремления выиграть войну и адекватные предложения для переговоров о мире. В Польше или Лондоне кто-то упал со стула...
Кроме того, Орбан обратил внимание на разрушение основ западной цивилизации как таковой. Экономический (включая энергетический), демографический, миграционный кризис и "гендерное сумасшествие" - Венгрии Орбана с этим всем не по пути. Проще говоря, он предложил держаться подальше от "Титаника" глобализации, делая ставку на национально-государственное развитие.
Как это всё оценивать?
Во-первых, это яркое подтверждение того, что Европа не едина в российско-украинском вопросе. Нельзя сказать, что единства нет совсем (санкции против России продолжают приниматься), но чем дальше, тем его меньше. Ситуация начинает напоминать времена пандемии, когда каждый в ЕС был сам за себя, а Брюссель выглядел жалко.
Вот и сейчас Еврокомиссия едва ли не в ультимативном порялке настаивала на снижении потребления газа в Европе на 15 процентов, но окончательне решение по этому вопросу стало лишь красивой картинкой (на деле куча исключений, и вообще большие сомнения, что решение будет добросовестно выполняться с учётом количества членов блока, которые изначально отнеслись к этой идее скептически). Германия выводит из под санкций турбину для "Скверного потока", а Венгрия напрямую договаривается с Москвой о дополнительных поставках газа.
В целом, можно сказать, что в Европе есть несколько лагерей - ястребы (такие как страны Балтии и Польша), умеренные (такие как Германия и Франция, которые стараются не выпадать из общей картины, но и по возможности спасать свои интересы) и прагматик Орбан, который ставит во главу угла потребности Венгрии. Одновременно есть федералисты (новую стратегию которых недавно сформулировал Сильвио Берлускони) и националисты-государственники, лидером которых, похоже, становится Орбан.
С такими, как он Восток может находить точки соприкосновения, но проблема в том, что среди правящих в Европе фактически нет людей с аналогичным мышлением. Они есть где-то рядом с властью (например, Марин Ле Пен во Франции или определённые бизнес-круги в Германии), но доминируют - по крайней мере пока - ястребы и глобалисты.
Тем не менее, возникает вопрос - а с чего это Орбан так осмелел? Он не боится, что ему не дадут европейские деньги или устроят переворот? Иными словами, он уже не только постоянно осложняет принятие антироссийских решений и отказывается быть частью "гендерного сумасшествия", но и программно (системно) ставит под сомнение мейнстримную линию. И тут сразу вспоминается Дональд Трамп, который делает то же самое в США и которого Орбан упомянул в своей речи. А всё потому, что на их стороне суровые реалии, которые просто уничтожают политику оппонентов с их песочными замками.
Больше того, сейчас параллельно идут сразу несколько процессов - в Европе нарастают кризисные явления, Брюссель теряет авторитет, европейские правительства рушатся, положение Украины ухудшается, в США на горизонте маячит Трамп. Осенью все эти тенденции могут сойтись в одной точке и в итоге дать новую конфигурацию международных отношений.
И не исключено, что чувствующие "запах политической крови" Орбан, Трамп и компания перехватят инициативу в европейской политике и за океаном. Как говорится, чем чёрт не шутит...
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.