Во-первых, знаковое заявление сделала бывший президент Литвы Даля Грибаускайте. После того, как она покинула свой высокий пост, казалось, что она пойдет на повышение в структурах Евросоюза или НАТО. Но не сложилось. И тогда Грибаускайте стала обычным политическим пенсионером.
Однако в последнее время она стала все чаще появляться в информационном пространстве с критическими заявлениями. Например, раскритиковала позицию Литвы по калининградскому транзиту, на что среагировал даже нынешний президент страны Гитанаса Науседа.
"Я не понимаю, откуда идет эта критика. Человек, который не информирован, говорит, не зная реальной ситуации", – заявил он.
Короче говоря, стало складываться впечатление, что Грибаускайте потихоньку уже готовит почву к возвращению в президентский дворец. И связано это может быть, в частности, с тем, что у консерваторов, для которых она была достаточно удобным президентом, до сих пор нет другого хорошего варианта для этого.
Но вдруг последовало заявление: "Дискуссии по поводу предстоящих в 2024 году президентских выборов набирают обороты. Поэтому повторюсь еще раз, что по окончании второй каденции я ушла из активной политики. В общественном пространстве останусь и иногда буду высказываться по разным актуальным вопросам".
С одной стороны, интрига умерла. С другой – трудно до конца поверить, что Грибаускайте не будет претендовать на президентский пост. Сегодня она якобы не в гонке (хотя происзодящее заставляет думать по-другому), а завтра обстоятельства изменятся и она "будет вынуждена спасать ситуацию". Так что поживем – увидим.
В то же время (и это второй важный момент) растет популярность Саулюса Сквернялиса и его партии "Во имя Литвы". По результатам последнего опроса, он оказался вторым в списке тех, кто мог бы занять премьерский пост (12,5 процента) после нынешнего премьера Ингриды Шимоните (19,2 процента), а его партия находится на втором месте (11,6 процента), немного отставая от лидирующих консерваторов (13,4 процента) и слегка опережая социал-демократов (11,2 процента). Как это можно объяснить?
С одной стороны, для оппозиции сейчас отличное время – ситуация в стране сложная, и нельзя сказать, что у правящих все под контролем. С другой стороны, возникает вопрос, почему именно Сквернялис.
Возможных объяснений несколько. Во-первых, конкуренты сдают позиции. У соцдемов, судя по всему, закончился эффект Вилии Блинкявичюте как нового лидера партии, а Рамунас Карбаускис с "крестьянами" после ухода Сквернялиса так и не нашел себя.
Во-вторых (и это важнее), Сквернялис как будто нащупал эффективный способ наращивания популярности. А рецепт прост – критикуй, критикуй и еще раз критикуй. Показательной в данном случае является история с калининградским транзитом.
Сначала Сквернялис критиковал правящих за то, что они без надобности обострили ситуацию. А когда они приняли позицию Еврокомиссии, разрешившей транзит, у него почему-то появились претензии к главе МИДа в связи с очередным недоразумением в литовской внешней политике.
Иными словами, главное – поймать момент и покритиковать, а на нелогичность действий публика внимания не обратит, поскольку для нее важнее картинка и эмоция здесь и сейчас, а не попытка разобраться в сути вопроса. Это прискорбно с точки зрения зрелости гражданского общества, но это реалии современной западной (в том числе и литовской) политики, которые Сквернялис, похоже, раскусил и использует с максимальной выгодой.
В целом надо признать, что партия "Во имя Литвы" состоялась как политическая сила и по крайней мере в краткосрочной перспективе станет важным игроком в литовской политике. Изначально в это было трудно поверить, поскольку "раскольники" в ней обычно успеха не имеют. Но тут большую роль сыграла неспособность Карбаускиса в нужный момент адекватно оценить ситуацию и сделать правильные выводы.
Ну и третий важный момент. Каким-то непостижимым образом на вершине партийного рейтинга находятся консерваторы, которые не могут похвастаться выгодными для Литвы достижениями ни во внешней, ни во внутренней политике – ведь только ссора с Китаем и зашкаливающая инфляция чего стоят.
Но в действительности их лидерство обманчиво – оно основано лишь на стабильном "ядерном" электорате, и одновременно, если сложить результаты всех левоцентристских партий, преимущество оппозиции будет подавляющим. А либералы, как союзник консерваторов, балансируют на грани (не)попадания в парламент.
Получается, можно говорить о том, что в литовских президентских раскладах ясности как не было, так и нет, и пока самоотвод Грибаускайте выглядит неубедительно. В то же время в партийной сфере правящие с трудом удерживают ситуацию, а оппозиция доминирует и наседает – особенно партия "Во имя Литвы" во главе со Сквернялисом, который умело манипулирует общественными настроениями.
Что будет дальше – посмотрим.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.