"Мы говорим Викторас, подразумеваем - Партия труда, мы говорим Партия труда, подразумеваем – Викторас"; "Уйти нельзя остаться"; "Бендер литовской политики"; "Русский среди литовцев – литовец среди русских". Какие только афоризмы не появляются у политобозревателей после сообщений об очередном уходе Виктора Успасских с поста лидера Партии труда, созданной им же в 2003 году.
"Объявляю, что ухожу в отставку с поста председателя Партии труда и таким образом завершаю свою жизнь в качестве активного политика. Партия труда — большой этап в моей жизни как политика. Чувства неоднозначные, потому что она была и есть первая политическая организация, членом которой я стал, а также ее лидером", — заявил политик в письме к членам партии.
И это после триумфального выступления партии на последних парламентских выборах и получения девяти мандатов и собственной фракции в Сейме?
Еще за год до выборов-2020, по всем соцопросам, Партия труда не преодолевала пятипроцентного уровня доверия избирателей. После скандала с "черной бухгалтерией ПТ" и семилетнего разбирательства (с 2006-го по 2013 год), последовал обвинительный приговор суда. Судьи приговорили депутата Европарламента Успасских к реальному сроку заключения — четырем годам тюрьмы. Но странным образом после двух лет разбирательства, в феврале 2016-го, Апелляционный суд Литвы оправдал политика по нескольким пунктам и заменил реальное заключение под стражей на административный штраф.
На волне оправдательного приговора Успасских снова получил иммунитет под зонтиком мандата депутата Европаламента (в 2014 году). Но тут же, в 2015-м, покинул пост руководителя ПТ, при этом оставался ее "почетным председателем". И с его уходом на почетный покой в брюссельском кресле, рейтинги Партии труда рухнули ниже плинтуса. Были провалены парламентские выборы 2016 года и выборы местных органов власти 2019 года.
После ухода Виктора партией попробовали рулить и Валентинас Мазуронис, и Живиле Пинскувене. Но вытянуть трудовиков из политического болота им не удалось. Члены партии снова пошли с челобитной к Виктору. Мол, без доверчивого русскоязычного электората, который Виктор красиво "разводил" почти два десятилетия обещаниями защиты и любви к России, Партию труда можно списывать на свалку истории. Вернись, Виктор! И он вернулся.
Своим обаянием Остапа Бендера и умением ладить за кулисами с сильными политического мира Литвы, а также очередными обещаниями "защищать русских", Виктор вернул Партию труда в политическую элиту. Партия воспряла, русские Литвы снова проголосовали за "своего" во власти. А сам Виктор, после выборов в очередной раз ушел "в молчанку". Он, в отличие от своей коллеги – депутата ЕП от русских Латвии Татьяны Жданок, ничего не говорил в Брюссельском обкоме о правах русских в Прибалтике и послушно голосовал за антироссийские резолюции ЕП.
Но с началом спецоперации России на Украине его молчание стало очень заметно для избирателей, которые дарили Виктору мандаты депутата ЕП и Сейма. И, видимо, понял Викторас, что на предстоящих выборах местных органов власти, как в 2023 году и парламентских выборах 2024 года, обмануть избирателей уже не удастся. Пора уходить на пенсию.
Но Виктор не был бы Виктором – Остапом Бендером литовской политики. Возможно, как считают некоторые обозреватели, очередное заявление об отставке – это лишь политический трюк богатого на выдумки Успасских. Глядишь, через год ситуация с Украиной выровняется, Россия вернет себе позиции на европейской политической арене, и можно будет "с чистой совестью" снова обещать русскоязычному избирателю Литвы защиту их прав и поклясться в любви к Москве со сцены во время Дней русской культуры в вильнюсском парке Вингис.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.