ВИЛЬНЮС, 13 мая – Sputnik. Завершение резонансных судебных дел в Литве уже не удивляет большинство из нас, однако у простых жителей все же остается множество вопросов, отметила экс-депутат Сейма, бывшая судья Неринга Венцкене, комментируя приговоры оппозиционному политику Альгирдасу Палецкису и фигурантам коррупционного дела MG Baltic.
"В делах, в которых обычному человеку, без всякого юридического образования, думающему логично и правильно, понятно, каким должно быть решение суда, фактически каждый раз подтверждается, что правового государства в Литве нет и быть не может. Меня удивляет другое. Как судьям не стыдно? Как судьи ничего не боятся? Как они могут спать спокойно и счастливо жить, вынося такие судебные решения?" – отметила Венцкене на своей странице в соцсети.
Как отметила бывшая судья, в то время как Палецкис был арестован и доставлен в место заключения, бывший председатель "Движения либералов" Элигиюс Масюлис, один из подсудимых в деле MG Baltic, теперь наслаждается свободой.
По оценке Венцкене, два случая – это две разные истории.
"Элигиюс Масюлис получил 106 тысяч евро, меченных Службой специальных расследований (STT), в пустой бутылке из-под алкоголя. Насколько мы помним, его компаньон Гинтарас Степонавичюс свидетельствовал в суде о взятке. Его товарищ Антанас Гуога призвал его признаться и покаяться. Вроде бы все понятно, что делал Масюлис и как к нему попали эти деньги. Думаете, он должен был быть осужден и посажен в тюрьму за получение взятки? Только не он, общавшийся с президентом Д. [Далей] Грибаускайте по "тюльпановой почте". Э. Масюлис пообещал рассказать много интересного после задержания STT. Не придется рассказывать в обмен на оправдательный приговор. Забавно, когда деньги, меченные STT, решением суда превращаются в кредит", – написала бывшая судья.
Также она провела параллель с тем, что произошло с Палецкисом, которого в итоге осудили на шесть лет за сбор публичной информации.
"Подчеркну, что слушания по "делу 13 января" были открытыми. Нет закона, запрещающего сбор информации об общественных деятелях, в данном случае – о судьях. Как выяснилось из дела, задание по сбору информации было поручено А. Палецкису неустановленным сотрудником иностранной разведки. Обвинение Альгирдаса Палецкиса основано на двух "источниках" – показаниях педофила и засекреченных справках ДГБ [Департамента госбезопасности]. Достоверными считаются доказательства, подлинность которых не вызывает сомнений. Доказательства не только по форме, но и по содержанию должны считаться достоверными. Ни показания педофила, ни справки ДГБ не являются достоверными доказательствами", – указала Венцкене.
По каждому уголовному делу, подчеркнула она, должно быть вынесено справедливое решение, "однако это не тот случай".
Дело MG Baltic
Ранее стало известно, что Вильнюсский окружной суд оправдал всех фигурантов одного из самых громких и скандальных дел о политической коррупции за всю историю Литвы. Среди подсудимых были вице-президент концерна MG Baltic Раймондас Курлянскис, бывший председатель "Движения либералов" Элигиюс Масюлис, член Партии труда Витаутас Гапшис, экс-депутат Шарунас Густайнис, экс-парламентарий Гинтарас Степонавичюс, юридические лица – концерн MG Baltic, политические партии "Движение либералов" и Партия труда. Подобный приговор вызвал серьезнейший общественный резонанс, многие политики возмутились подобным вердиктом и назвали его политически мотивированным.
Дело Палецкиса
В июле прошлого года Шяуляйский окружной суд приговорил Палецкиса к шести годам лишения свободы, но решение было обжаловано. В конце прошлой недели Апелляционный суд Литвы отклонил жалобу оппозиционера на решение о назначении ему тюремного заключения. Защита Палецкиса заявила, что подаст жалобу в Верховный суд, чтобы добиваться полного оправдания, поскольку приговор необоснован.
Досудебное расследование по делу Палецкиса было завершено весной 2020 года.
Палецкис уже отсидел в тюрьме полтора года, хотя обвинение не предоставило никаких доказательств его "виновности". Обвиняемый отмечал, что дело против него сфабриковано литовскими властями, а причиной ареста стал его интерес к делу о событиях 13 января 1991 года в Вильнюсе и общение с русскими.
Обвинение основывается на неких засекреченных "справках" Департамента госбезопасности (ДГБ) и "свидетельских показаниях" гражданина Литвы Деймантаса Бертаускаса, который замешан в скандале с педофилией.