Литовские мейнстримовские СМИ радостно рапортуют: мол, накануне, 9 мая, к мемориалам у могил советских воинов, освобождавших Литву от фашистов, пришло меньше людей, чем годом ранее. Да и количество алых гвоздик, названных "грудой цветов", оказалось меньше обычного.
Накануне автор пообщался с несколькими пожилыми жителями Литвы, которые всегда в День Победы отдавали дань памяти погибшим. Услышал нотки отчаяния и страха. В Литве и раньше правящие элиты – консерваторы и либералы – не отличались особым пиететом по отношению к советским воинам, а 9 мая 1945 года называли не Днем Победы, а началом "советской оккупации". Был даже принят закон "Об отрицании советской оккупации", по которому к административной и уголовной ответственности могут привлекаться те граждане, которые будут публично славить советское прошлое. Отдельный закон для всех правительств Литвы, независимо от их политических пристрастий, принят о требовании от России как правопреемницы СССР многомиллиардных "компенсаций за оккупацию". И это притом, что за полвека нахождения Литвы в составе Советского Союза страна стала "витриной СССР", были построены высокотехнологичные предприятия, новейшая АЭС в Игналине, а подавляющая часть населения получила отдельное жилье в городах и поселках.
И за все это благодарность – ненависть и презрение к советскому прошлому. И если раньше, со вступлением в Евросоюз, местные национал-патриоты старались хоть как-то скрывать эту ненависть – маскироваться под цивилизованных европейцев, то в 2014 году были сняты все маски. Война в Донбассе стала лакмусовой бумажкой прибалтийской русофобии. А специальная военная операция (СВО) России, начатая 24 февраля 2022 года, стала апофеозом.
Политическая поддержка Украины, поставки вооружений, придумывание всевозможных санкций в отношении России и даже открытое вмешательство в дела Русской православной церкви, а в последние дни – декоммунизация мемориалов советским воинам стали своеобразным соревнованием в литовском политбомонде. Кто громче и быстрее свергнет скульптуры с пьедесталов у могил советских солдат, отдавших жизнь за свободу Литвы от немецко-фашистских захватчиков.
Мэр Вильнюса Ремигиюс Шимашюс свой первый срок полномочий в 2015 году начал со сноса четырех скульптур в стиле соцреализма на Зеленом мосту столицы. А завершить свое правление Вильнюсом собирается сносом главного монумента на Антакальнисском кладбище. А мэр Паланги снова озвучил свою давнюю мечту не просто снести памятник советским воинам, но и эксгумировать их останки и перенести из центра города на окраину.
А за несколько дней до Дня Победы спецслужбы, МВД и правительство Литвы стали усиленно муссировать тему о возможных провокациях 9 мая на всех воинских кладбищах Литвы. Масла в огонь подливали и украинские беженцы, которым в Литве не просто потакают, а боготворят их.
"Вот как в такой накаленной обстановке не сорваться и не нагрубить провокаторам?" – спрашивали автора напуганные жители столицы. И сами же отвечали, что уж лучше они тихо придут 8 мая и возложат гвоздики к могилам солдат, чем будут смотреть на кривляния шутов и крики украинских беженцев, закутанных в желто-голубые стяги и выкрикивающих проклятия в сторону мирных граждан Литвы.
Все почти так и случилось. По указу мэр Вильнюса соорудили стенды, на которых сравнивали фашистов с воинами-освободителями, а полицейские следили не за провокаторами, а за тем, чтобы у кого-то не мелькнула на груди георгиевская ленточка, запрещенная в Литве вместе с символами СВО – буквами Z и V. Заблаговременно были запрещены и любые выступления и митинги, а священнослужителям Виленско-Литовской епархии Русской православной церкви настоятельно "рекомендовали" отказаться от проведения молебнов у захоронений советских воинов.
Но даже на этом фоне устрашения тысячи жителей Литвы пришли 9 Мая к мемориалам с красными гвоздиками – символом Великой Победы.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.