2 мая (19 апреля по старому стилю) православная церковь почитает память святой блаженной Матроны Московской.
Родилась Матрона Димитриевна Никонова в 1881 году в селе Себино Епифанского уезда (ныне - Кимовского района) Тульской губернии. Это село находится километрах в 20 от знаменитого Куликова поля. Ее родители Димитрий и Наталия были крестьянами. Они честно трудились, но жили бедно. Кроме Матроны в семье было трое детей: двое мальчиков — Иван и Михаил и дочь Мария. Матрона была самой младшей.
Когда она родилась, ее отец и мать были уже немолоды, и при той нужде, в которой жила семья, четвертый ребенок мог стать лишним ртом. Поэтому еще до рождения последнего ребенка мать решила отдать его в приют князя Голицина в соседнее село, но увидела вещий сон. Во сне Наталия увидела белую птицу с человеческим лицом и закрытыми глазами, которая села ей на правую руку. Приняв сон за знамение, женщина отказалась от мысли отдать ребенка. Дочь родилась слепой, а на груди у нее была выпуклость в форме креста, но мать очень любила ее.
Девочку крестили Матроной в честь преподобной Матроны Константинопольской, греческой подвижницы V века.
Уже во время крещения начались чудеса: когда священник опустил дитя в купель, присутствующие увидели над ней столб благоухающего легкого дыма. Отец Василий, который совершал таинство, сказал, что Матрона встанет на его место и предскажет его кончину. Так и получилось. Однажды ночью Матронушка вдруг сказала матери, что священник умер. Удивленные и испуганные родители побежали в его дом и, когда они пришли, ее слова оказались правдой.
Хоть у Матроны и не было зрения физического, но было духовное. Еще в детстве, когда родители спали, она непостижимым образом снимала с полки иконы, клала их на стол и любовалась на них, а с семи-восьмилетнего возраста у Матроны открылся дар предсказания и исцеления больных.
В отрочестве дочь местного помещика, благочестивая и добрая девица Лидия Янькова, брала Матрону с собой в паломничества, однако на семнадцатом году Матрона лишилась возможности ходить: у нее внезапно отнялись ноги, и так было до ее кончины.
В 1925 году Матрона переехала в Москву, в которой прожила до конца своих дней. Прожив около трех десятилетий в Москве, она совершала то духовно-молитвенное служение, которое многих спасло от гибели и даровало им спасение. В этот период она стала бездомной странницей. Порой ей приходилось жить у людей, относившихся к ней враждебно. Начались скитания по родным и знакомым, по домикам, квартирам и подвалам. В числе мест пребывания святой -
Ульяновская, Пятницкая улицы, Сокольники, Вишняковский переулок, у Никитских ворот, в Петровско-Разумовском, в Сергиевом Посаде (Загорске), в Царицыно. Дольше всего (с 1942 по 1949 год) она прожила в Староконюшенном переулке на Арбате.
По некоторым сведениям, некоторые места Матрона покидала спешно, предугадывая готовящиеся неприятности, всегда накануне прихода милиции. Тем она спасала от репрессий не только себя, но и приютивших ее хозяев. Много раз Матрону хотели арестовать. В один из таких случаев она сказала милиционеру, что ему надо скорее идти домой, потому что у него беда. Он поверил ей – оказалось, что его жена обгорела от керогаза, но он успел спасти ее, вовремя доставив в больницу. После этого он сказал, что не станет арестовывать ее.
В начале 1941 года блаженная говорила о том, что будет война: "Победа будет за нами. Москву враг не тронет, она только немного погорит. Из Москвы уезжать не надо". Во время Великой Отечественной она неустанно молилась за советских воинов и говорила, что бывает с ними мысленно на многих фронтах.
Последний земной приют Матронушка нашла на подмосковной станции Сходня (улица Курганная, дом 23), где поселилась у дальней родственницы, покинув комнату в Староконюшенном переулке. 2 мая 1952 года святая старица почила. Еще перед смертью блаженная сказала: "Все, все, приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам".
В старину на Руси этот день также называли Иван Ветхопещерник. О преподобном Иоанне Ветхопещернике (Палеолаврите), который жил в VIII-XIX веках, сохранилось крайне мало сведений. Однако известно, что святой прославился подвижнической жизнью и особым благочестием, а к подвижничеству стремился с ранних лет.
В этот день в старину было принято у крестьянок выходить в поле с холстом, кланяться во все стороны и, обращаясь на восток, говорить: "Вот тебе, матушка-весна, новая новинка!". После этого ткань расстилали на земле, клали на неё пирог и уходили домой.
Считалось, что это способ "задобрить" весну, чтобы она в благодарность за подарки подарила хороший урожай льна и конопли. Такой обряд назывался "одеть весну в новину".