30 апреля (17 апреля по старому стилю) православная церковь почитает память преподобного Зосимы, игумена Соловецкого.
Преподобный Зосима был великим святителем русского Севера, он основал иноческое общежитие на Соловецком острове.
Зосима родился в селе Толвуе в Новгородской епархии близ Онежского озера. Он с детства воспитывался в благочестии, а после смерти родителей раздал имущество и принял постриг.
Пытаясь найти уединенное место, святой отправился на побережье Белого моря и в устье Сумы встретился с преподобным Германом. Он поведал юноше о пустынном острове в море, где он с преподобным Савватием прожил шесть лет.
Примерно в 1436 году отшельники совершили морское плавание и пристали к Соловецким островам. Бог указал Зосиме с помощью видения, где монахам следует поселиться. Преподобные построили келью и ограду, начали возделывать и засевать землю.
Однажды поздней осенью Герман отправился на материк за припасами, но не смог вернуться из-за непогоды. Зосима провел всю зиму на острове один. Святому пришлось немало пережить – ему грозила голодная смерть, но он сумел совладать с голодом и другими тяготами. Весной на Соловки вернулся Герман с рыбаком Марком и привез запас пищи и снасти для рыбной ловли.
Со временем на острове собрались несколько отшельников, и Зосима построил для них небольшую деревянную церковь в честь Преображения Господня с трапезной. По просьбе преподобного из Новгорода прислали игумена с антиминсом для соборного храма. Так было положено начало знаменитой Соловецкой обители. В суровых условиях отрезанного от основной суши острова в холодном море иноки сумели организовать хозяйство. Однако настоятели, которых присылали из Новгорода, не выдерживали жизни в крайне тяжелых условиях, и в итоге братия избрали игуменом Зосиму.
Преподобный еще активнее занялся обустройством внутреннего быта обители и ввел строгое общежитие. В 1465 году он перенес на Соловки мощи преподобного Савватия. Также святой боролся и за права братии, например, противостоял притеснениям обители со стороны новгородских бояр, которые отнимали уловы рыбы. Преподобный отправился в Новгород искать защиты у архиепископа.
По совету священнослужителя он обошел дома бояр и просил их не толкать обитель к разорению. Влиятельная и богатая боярыня Марфа Борецкая приказала с бесчестьем выгнать преподобного Зосиму, однако затем раскаялась и пригласила его на обед. Во время трапезы святой вдруг увидел, что шесть знатнейших бояр сидят без голов. Зосима рассказал о видении ученику Даниилу и предрек боярам скорую смерть. Это предсказание исполнилось в 1478 году, когда при взятии Новгорода Иваном III бояр казнили.
Незадолго до кончины преподобный сам приготовил гроб. Он был погребен за алтарем Преображенского храма. В дальнейшем над его могилой установили часовню. Мощи его вместе с мощами Савватия в 1566 году перенесли в придел, освященный в их честь в Преображенском соборе.
В народе этот день именовался Зосима Пчельник. И Зосима, и Савватий считаются покровителями пчел и заступниками пчеловодов. Зосимин день был еще одной датой, когда стоило проверять ульи и вывозить их на пасеку.
В некоторых деревнях посреди пасеки ставили стол с чистой скатертью, на него выставляли хлеб и соль, богоявленскую воду и оставшуюся от Пасхи свечу, а затем молились Зосиме и Савватию, обходя вокруг пасеки с зажженной свечой и окропляя ее освященной водой, чтобы пчелы в наступающем сезоне принесли много меда и были здоровы.
Были и особые приметы, связанные с пчелами. Например, считалось, что на какой цветущий хлеб эти насекомые полетели — "тот на зерно будет хорош". А если пчелы перезимовали хорошо, то это обещало хороший урожай гречихи.
Пчела была любимым и почитаемым насекомым в народе. Существовало даже поверье, что "доброго человека и пчела не жалит".
На Зосиму старались отведать меда. Он был как самостоятельным блюдом, так и ингредиентом во многих других. Его добавляли даже в кушанья из мяса, птицы и рыбы. Большой популярностью пользовались свинина или утка, запеченные в меду. Не меньше любили и медовуху — напиток из меда и пряностей.