23 апреля (10 апреля по старому стилю) православная церковь почитает память мучеников Терентия, Помпия, Африкана, Максима, Зинона, Александра, Феодора и иных 33-х.
Святой Терентий и его дружина пострадали при императоре Декии (249-251). Император издал указ, в котором велел всем подданным приносить жертвы языческим богам.
Когда указ получил правитель Африки Фортунатиан, он созвал жителей, показал им для устрашения орудия пыток и объявил, что все они обязаны следовать императорскому повелению. Многие, испугавшись, согласились, но 40 христиан во главе с Терентием бесстрашно заявили о сохранении христианской веры.
Фортунатиан удивился такой смелости и спросил, как они, будучи разумными людьми, могут избрать Богом Того, Кто был распят иудеями как злодей. В ответ Терентий ответил, что они веруют в Спасителя, добровольно претерпевшего Крестную смерть и Воскресшего. Тогда правитель понял, что такими словами святой может воодушевить на неповиновение других, и велел бросить его в темницу вместе с тремя ближайшими друзьями – Африканом, Максимом и Помпием.
Остальных мучеников Фортунатиан решил принудить к отречению от веры, но ни уговоры, ни пытки не ослабили их силу духа. Однако правитель велел привести страдальцев в языческий храм и еще раз предложил им поклониться идолам. Однако от их горячей молитвы идолы упали и рассыпались, а затем рухнул весь храм. Разъяренный правитель приказал казнить святых.
После злодейства в отношении 36 мучеников Фортунатиан призвал к себе Терентия, Максима, Африкана и Помпия, показал им казненных и вновь предложил поклониться идолам, однако святые отказались. Правитель пытался морить их голодом, травить гадами, однако страдания не трогали их. Тогда Фортунатиан повелел обезглавить мучеников. Христиане взяли их тела и погребли с честью за городом.
На Руси этот день назывался Терентий Маревный. Считалось, что солнце обязательно должно показаться в мареве, то есть в тумане. Если еще на восходе светило было окружено дымкой, это обещало хлебородный год, а вот если небо оказывалось ясным, то думали, что придется перепахивать поле, а потом снова засевать.
Также были и присказки, связанные с плохим состоянием дорог в весеннюю распутицу, когда всюду текли ручьи и, как правило, было очень грязно. В народе говорили: "На Терентия дорога рушится"; "Кругом грязь – ни проехать, ни пройти".