Каждый день из министерств и ведомств Литвы, а также от "настоящих патриотов" в соцсетях слышатся все новые инициативы о том, как наказать Россию и помочь Киеву. Вот министр финансов Гинтаре Скайсте вместе с главой МИД Габриэлюсом Ландсбергисом опубликовали заявление, в котором призывают страны (G7) срочно "приостановить членство" РФ в Международном валютном фонде (МВФ) и Всемирном банке (ВБ).
Литва членом "большой семерки" уж никак не является, но менторским тоном диктует ведущим экономикам мира, что надо делать. Ведь всем давно известно, что Вильнюс – центр мировой политики и все лидеры ведущих государств мира в очередь выстраиваются, чтобы позвонить Ландсбергису или президенту Литвы Гитанасу Науседе за советом как быть в той или иной ситуации.
Тем временем министр юстиции с неоконченным высшим образованием Эвелина Добровольская уже затевает Гаагский трибунал над Москвой. А министр энергетики, в свое время попавшийся на коррупции, Дайнюс Крейвис первым в ЕС заявил, что Литва отказывается от "токсичного" российского газа окончательно и бесповоротно и будет уповать теперь только на СПГ из США или Катара. Благо, терминал СПГ Independence гордо стоит в Клайпедском порту.
И только глава Минтранса отставал на их фоне. В последнее время он то и дело лишь плачется, что из-за потери транзита белорусских нефтепродуктов и удобрений, а также китайских контейнеров с товарами железные дороги Литвы и Клайпедский порт скоро станут банкротами. Даже просил правительство дать "Литовским железным дорогам" 150 миллионов евро на покрытие убытков. А что делать дальше? Никакого просвета не видать.
Видимо, в кабмине обратили внимание, что Скуодис сеет пессимизм в обществе и потребовали от главы ведомства взбодриться и изыскать внутренние резервы. А иначе, видимо, подыщут более инициативного специалиста по перевозкам.
И министр выдал гениальный ход. Он придумал, что литовские железные дороги и морской порт можно под завязку загрузить… украинским зерном прошлогоднего урожая. Тем самым окажем посильную помощь в пополнении киевского военного бюджета, да еще и заработаем. Гениально! А главное – в духе политической повестки дня.
Как осуществить этот гениальный план? Да легко и просто. Переговоры проводятся, правда, есть нюансы. Через Белоруссию везти украинское зерно конечно не патриотично и противосанкционно. Тем более, что даже грузовой автотранспорт из Минска и Москвы вроде как под запретом.
"Пробный проезд запланирован на апрель, мы со своей стороны готовы. Просто нужны клиенты, и мы можем попробовать в конце апреля — начале мая, тогда и посмотрим. Конечно, самый прямой маршрут будет через Беларусь, но эта страна вовлечена в определенные военные действия, поэтому это было бы невозможно", — гордо заявил Скуодис.
Получается, путь один – через Польшу. Но там ширина железнодорожной колеи уже под европейский стандарт. Значит, состав с зерном надо будет как минимум два раза "переобувать" или перегружать. Ну, да это мелочь. Правда, господин министр? А может, поляки бесплатно проведут такую техническую операцию, да и за транзит по польским железным дорогам не возьму ни евро? Ведь это же все на благо Украины!
Что ответят поляки на такую благотворительную инициативу литовского министра за их счет? Пока что их реакция неизвестна. А сторонние наблюдатели задаются резонным вопросом, зачем эта волокита с доставкой украинского зерна в литовский порт нужна польским транспортникам. Они и без литовцев могут спокойно завезти украинское зерно на свою территорию и через свои морские порты отправить его покупателям. Да еще с этого неплохо могут заработать.
Как известно, Украина занимает до десяти процентов мирового рынка пшеницы, 13 процентов - ячменя, 15 процентов - кукурузы, более 50 процентов рынка подсолнечного масла. И все эти грузы могут прекрасно пройти по польским, а не литовским железным дорогам. Правда, если украинские железные дороги, по которым сейчас поставляется западное вооружение, останутся пригодными для перевозок.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.