Если посмотреть на динамику рейтингов партии "Во имя Литвы", лидером которой является Саулюс Сквернялис, то можно констатировать, что они стабильно растут. Например, по опросу, проведенному Spinter tyrimai в декабре прошлого года, она получила бы 7,2 процента голосов, а по опросу, проведенному Vilmorus в феврале нынешнего года, 10,3 процента, а это второе место после социал-демократов.
Иными словами, партия не успела официально появиться, а уже оказалась среди лидеров. Но нужно понимать, является ли это долгосрочной тенденцией? Эксперты не торопятся делать однозначные выводы.
Например, эксперт по коммуникациям Миндаугас Лапинскас утверждает, что сам факт появления "нового" лица, имеющего опыт и хорошо выглядящего на телевидении, создает "эффект свежести". Ему вторит политолог Витаутас Думбляускас, который говорит, что Сквернялис сейчас "на волне" – прекрасно себя чувствует и хорошо критикует.
Однако, как справедливо заметил тот же Лапинскас, не похоже, чтобы в программе новой партии или выступлениях ее лидера было много свежих идей. Иными словами, можно предположить, что "Во имя Литвы" собирает проценты, которые теряют другие, в первую очередь "крестьяне", а также соцдемы (у которых "эффект свежести" нового лидера Вилии Блинкявичюте подходит к концу) и даже консерваторы с либералами, чье безнадежное лидерство, кажется, разочаровывает даже некоторых из самых преданных сторонников.
В то же время следует отметить, что новая партия собирает не только разные голоса, но и разных людей. Создается впечатление, что в нее стекаются все, кто рассчитывает на больший политико-карьерный успех, чем был раньше. Это вам ничего не напоминает? Очень похоже на историю успеха "крестьян" на начальных этапах, которая закончилась развалом партии после политических поражений, потерей членов и популярности.
Поэтому есть доля истины в мнении Блинкявичюте о том, что "Во имя Литвы" – это партия политических эмигрантов с неопределенными перспективами. "Будь то крестьяне, социал-демократы, консерваторы или либералы – основа нашего формирования совсем другая. В этом принципиальная разница, и это очень важно. За 30 с небольшим лет нашей независимости сколько партий образовывалось в Литве – хоть кто-нибудь помнит? Эти партии давно исчезли с политической карты", – отметила лидер соцдемов.
Таким образом, партия Сквернялиса в настоящее время находится на стадии подъема, но неясно, когда она достигнет своего пика популярности и что будет дальше (она надолго закрепится на достигнутом уровне или начнет неуклонно скатываться вниз). Судя по тренду, она может достаточно успешно проявиться на муниципальных выборах весной следующего года, но до выборов президента и Сейма в 2024 году еще далеко. Поэтому трудно предсказать, с какими результатами политическая сила Сквернялиса дойдет до этой точки.
Однако даже если у него и его партии все сложится хорошо, он в лучшем случае будет одним из серьезных соперников на выборах главы государства рядом с Гитанасом Науседой, Вилией Блинкявичюте и, возможно, Далей Грибаускайте или каким-то другим неожиданно влиятельным кандидатом.
И тогда Сквернялис попадет в своего рода ловушку: участие в президентской гонке с высоким риском вновь проиграть – не лучший вариант для него и его партии. Однако последняя, если претендует на статус серьезной политической силы, должна будет выдвинуть своего кандидата. Тогда возникает вопрос: кого, если не лидера? А может быть, имеет смысл поддержать кого-то со стороны – хотя бы Науседу с его идеей "государства всеобщего благоденствия", чтобы он потом поддержал партию Сквернялиса на выборах в Сейм?
Обо всем этом, конечно, интересно говорить, но факт в том, что в деле "Во имя Литвы" все еще много внутренних и внешних неизвестных. Да, старт партии прошел успешнее, чем можно было ожидать, но не превратится ли этот проект в политическую пирамиду МММ или Вавилонскую башню?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.