В самом деле, после того как тысячи протестующих, собравшихся на официальные торжества 13 января 1991 года, чтобы освистать Шимоните и других представителей правительства "Народной партии", правящие классы были встревожены.
И не напрасно, потому что выпад масс против власти в одну из главных дат нынешнего государственного культа (в который входят и 13 января, и 16 февраля, и 11 марта) – поистине беспрецедентное событие.
Таким образом, все системные "инфлюенсеры", начиная соросовской Laisvės TV в лице Андрюса Тапинаса и заканчивая католическим священником Ричардом Довейкой, провели превентивную информационную кампанию против возможных акций протеста 16 февраля.
Протест утих
Так, на официальных мероприятиях на Кафедральной площади, а позже и на улице Пилес толпы стали собираться до обеда. Их были тысячи, но по общей массе уж точно несравнимо с митингами "Семейного марша", проходившим в сентябре или тем более в августе или мае.
Протестующие появились практически на том же месте. Но без единого центра, без четкой организации, поэтому были разобщены, смешали в рядах правительственных мероприятий. Словом, протест утих, а критической массы протестующих не образовалось.
Почему? Думаю, это было связано как с тем, что протест временно выдохся, так и с "превентивными" действиями правительства.
В частности, 13 января 2022 года значительное число тех, кто выступал против общины Ландсбергисов, протестовали против так называемой системы "паспорт возможностей" (GP). Вскоре после этого, как будто скидка или просто приманка для народа, GP был отменен.
Во-вторых, сразу после 13 января вышеупомянутые "инфлюенсеры" вместе с правящими партиями взялись за организацию собственной "массовки", которая могла бы затмить любых недовольных граждан 16 февраля.
В-третьих, принят закон, о котором до этого столько трубили, фактически запрещающий любые акции протеста во время официальных государственных мероприятий. Полиция перекрывала дороги, проезды, проверяла у людей плакаты и предметы – делалось все, чтобы не допустить большего скопления протестующих.
Наконец, была предпринята "миротворческая" тактика: состоялась дискуссия между Витаутасом Ландсбергисом и профессором Альвидасом Йокубайтисом о примирении "одной Литвы с другой"; а вскоре после этого одно из лиц "Семейного марша" – Артурас Орлаускас – встретился лицом к лицу с тем же Ландсбергисом, выказав ему заслуженное "уважение".
По правде говоря, объективно копившиеся много лет в Литве недовольство в 2021 году окончательно вспыхнуло. И продолжает проявляться по сей день. Но та потенциально революционная точка, при которой, по Ленину, "верхи уже не могут, а низы не хотят" жить по-старому, далеко не достигнута.
Националистический праздник, раскол националистов...
Но сути это не меняет: разрыв между "одной и другой Литвой", который усугубляется неумолимым ростом цен на продукты, топливо и коммунальные услуги вкупе с растущей инфляцией.
16 февраля не осталось незамеченным: как уже говорилось, полиция скрупулезно проверяла приносимые людьми плакаты. Некоторые не избежали неприятностей: например, Казис Грабис, бывший активист "Саюдиса", попал в поле зрение полицейских с плакатом с надписью: "Я был в Саюдисе, а стал Единство".
Не выдержав упреков Гитанаса Науседы, которого не очень любит община ландсбергистов, этот митингующий все же выразил важную тенденцию. А именно: разделение по определению среди русофобских и антисоветских литовских националистов.
Что я имею в виду? Что бы кто ни говорил, 1918 год. 16 февраля 1918 года и 11 марта 1990 года неразделимы. Потому что они олицетворяли внедрение капитализма и вектор западного развития (отсюда добровольное превращение в западную периферию/полуколонию) в нашей стране.
И ландсбергисты, и их противники-националисты, якобы борющиеся "во имя Литвы", безоговорочно принимают обе даты как священные.
Поскольку альтернативой капиталистической и идущей "на Запад" (разумеется, только в статусе "холуя") Литве была Советская Литва: на самом деле, альтернативный проект государственности Литвы и литовской нации с точки зрения строя – социалистический/антикапиталистический, а с точки зрения цивилизации – неотделимый от понимания того, что Литва и литовская нация исторически принадлежат не миру Западной Европы, а миру русской цивилизации.
И одни (ландсбергисты), и другие (антиландсбергисты, но от этого никак не меньшие русофобы) националисты сцепились из-за того, кому принадлежит 16 февраля.
И проявляется это как в таких мелких выпадах, как в случае Грабиса, так и в более массовых мероприятиях, таких как организованное в тот же вечер националистами (Витаутасом Раджвиласом, националистами и другими) шествие с факелами по улицам Вильнюса...
Таким образом, 16 февраля знаменует собой как торжество националистов, так и распад националистического лагеря как прямой результат обострения экономических, социальных и политических противоречий в Литве.
Ландсбергис против Палецкиса
А патриарх "Народной партии" Витаутас Ландсбергис тем временем, как обычно, поднялся на знаменитый балкон. Его сопровождала ставленница "Народной партии" в президентском дворце в 2009-2019 годах Даля Грибаускайте, а внизу встретила толпа официальных "ура-патриотов", размахивающих натовскими флагами и слушающих англоязычную музыку.
Из всего его красноречия больше всего выделялась полная ненависти реплика, что, будь то воля Москвы, наверное, уже назначили бы Альгирдаса Палецкиса "губернатором Вильнюса".
Тем временем сам Палецкис вместе с товарищами из "Зари справедливости" установил на Кафедральной площади открытый стенд, общался с проходившими согражданами, собирая подписи за основание новой партии.
В этом отношении остается вспомнить народную мудрость: "Собаки лают, а караван идет".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.