Балтийская инфраструктура – в утиль: Минск ввел запрет на транзит из Литвы
По оценкам Глаза, прямые убытки Клайпедского порта, "Литовских железных дорог" и других участников цепочки поставок исчисляются сотнями миллионов евро
Подписывайтесь на Sputnik в ДзенВИЛЬНЮС, 2 фев – Sputnik. Минск вводит запрет на железнодорожный транзит из Литвы для группы товаров, заявил пресс-секретарь МИД Белоруссии Анатолий Глаз. Об этом сообщает агентство
"БелТА".
Пресс-секретарь министерства напомнил, что белорусская сторона неоднократно предлагала консультации для урегулирования вопросов в правовом поле, но Литва не пошла на диалог. По его словам, Минск воздерживался от резких ответных мер, не желая причинять ущерб "многострадальному литовскому народу", однако Белоруссия не может игнорировать гибридную атаку и вынуждена пойти на ответные меры после решения властей Литвы о запрете транзита удобрений.
"Нами принято решение о запрете перевозок транзитом по своей территории следующих из Литвы железнодорожным транспортом нефтепродуктов, химических и минеральных удобрений, погруженных на станциях литовских железных дорог. По территории Республики Беларусь таких грузов перевозится около 1,5-1,6 миллиона тонн на сумму более миллиарда долларов ежегодно", – сказал он.
Это решение вступит в силу 7 февраля.
По оценкам Глаза, прямые убытки Клайпедского порта, "Литовских железных дорог" и других участников цепочки поставок исчисляются сотнями миллионов евро. Также многомиллионные потери Вильнюс может понести по судебным искам и штрафным санкциям.
"Беларусь оставляет за собой право на дальнейшие действия экономического характера, в том числе совместно со своими партнерами, в результате чего транзитная инфраструктура Литвы может пойти в утиль", – подчеркнул пресс-секретарь.
В МИД Белоруссии высказали сожаление, что серьезные издержки понесет многотысячный коллектив ЛЖД, представители бизнеса и простые литовцы.
"История показала, что Беларусь всегда была и будет на вашей стороне и политиканам-марионеткам не удастся разорвать напрочь наши культурные, исторические и деловые связи. В текущей ситуации вы можете рассчитывать на наше понимание, однако все жалобы необходимо адресовать политической элите, удерживающей сегодня власть в Литве. Белорусская сторона сохраняет открытость к диалогу и всегда готова выслушать предложения официального Вильнюса по решению всех вопросов в правовом поле", – подчеркнули в ведомстве.
С 1 февраля запрет на транзит грузов "Беларуськалия" вступил в силу.
Компания "Литовские железные дороги" (ЛЖД) получила уведомление от Белоруссии по поводу того, что та будет добиваться возмещения ущерба из-за действий Вильнюса в отношении "Беларуськалия". Размеры возможного иска не уточняются.
Политики и эксперты отмечают, что разрыв контракта ЛЖД с "Беларуськалием" грозит Литве многомиллионными убытками. Кроме того, акционер компании "Терминал насыпных грузов" (Biriu kroviniu terminalas) в Клайпеде Игорь Удовицкий заявил, что своим решением о запрете белорусского калия Литва наносит ущерб американским компаниям.
В свою очередь, президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что если Вильнюс откажется пропускать белорусские грузы, то Минск примет меры.
Премьер-министр Белоруссии Роман Головченко ранее сказал, что эти меры коснутся железнодорожного транспорта, который следует с территории Литвы. Также он пообещал, что белорусская сторона взыщет все штрафы за расторжение контракта.
Что касается кризиса с мигрантами, то ситуация на границе Белоруссии со странами ЕС резко обострилась в ноябре.
Вильнюс обвиняет белорусские власти в "гибридной атаке", в то время как в Минске неоднократно подчеркивали, что эскалация никому не нужна, а заявления западных стран голословны и ничем не подтверждаются. Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявлял, что высказывания Польши о роли Минска в перевозке мигрантов лживы.