В конце января глава Федерального сетевого агентства Йохен Хоман в интервью Frankfurter Allgemeine Zeitung заявил, что "решение о сертификации оператора магистрального газопровода "Северный поток – 2" вряд ли будет принято до конца июня 2022 года".
Удивительным образом немалая часть сообщений по этому поводу была озаглавлена "Сертификация "Северного потока – 2" не будет завершена в первом полугодии". Казалось бы, отличия сугубо стилистические: глава ФСА говорил о "сертификации оператора "Северного потока – 2", новостные агентства – о "сертификации "Северного потока – 2". Но это только на первый взгляд, на самом деле высокопоставленный немецкий чиновник совершенно точен в формулировках, а вот авторы громких заголовков либо действительно не видят разницы, либо умышленно вводят читателей в заблуждение.
Сертификация и техническое разрешение на эксплуатацию
Федеральное сетевое агентство не занимается сертификацией газовой магистрали, это вообще находится за пределами его компетенции. Больше того: сертификация магистрального газопровода "Северный поток – 2" полностью завершена. Просто нужно использовать не журналистский лексикон, а формулировки, принятые в отрасли. Нет никакой "сертификации "Северного потока – 2", есть только "техническое разрешение на эксплуатацию", которое было выдано еще в декабре 2021 года Горным ведомством города Штральзунд, причем сделано это было в строгом соответствии с действующим законодательством Германии. Прежде, чем Nord Stream 2 AG, швейцарская компания – оператор и владелец МГП "Северный поток – 2" получила этот документ в Горном управлении, был проделан серьезный объем работы.
Датское энергетическое агентство (ДЭА) по договору с Nord Stream 2 AGпроверило правильность укладки труб, качество гравийной подушки на дне Балтийского моря, точность соблюдения проектного маршрута, качество сварных швов и так далее. Проверили, оформили акт проверки, передали заказчику, заказчик этот акт прикрепил к соответствующему заявлению, Горное управление Штральзунда выдало техническое разрешение. Никаких причин сомневаться, ведь ДЭА имеет лицензию на ведение таких работ, да и реноме у этой государственной структуры Дании более чем солидное. Так что просто зафиксируем "железобетонный факт": техническое разрешение на эксплуатацию, которое только для краткости именуют "сертификацией", у "Северного потока – 2" имеется, никаких проблем нет. Любые заголовки из разряда "Продолжается (задерживается, переносится и так далее) сертификация "Северного потока – 2" – либо ошибка журналистов, либо сознательная дезинформация.
Независимый сетевой оператор
ФСА Германии не занимается сертификацией газопровода, это не его функция. ФСА занято выполнением процедуры сертификации юридического лица в качестве независимого оператора МГП "Северный поток – 2". В этой фразе "спрятаны" нюансы законодательства и Германии, и Евросоюза. "Независимый оператор", Independent Transmission Operator, ITO – юридический термин Газовой директивы Третьего энергопакета ЕС и Закона об энергетическом хозяйстве ФРГ, удовлетворяющий так называемому анбандлингу по форме номер два. В этом случае компания – поставщик газа сохраняет право собственности на газопровод, по которому газ поступает на территорию ЕС, но оперативным управлением занимается отдельная компания, работающая самостоятельно, независимо от компании-поставщика.
Без юридической терминологии: "Газпром" останется владельцем Nord Stream 2 AG, своей стопроцентной дочерней компании, а управлять работой "Северного потока – 2" Nord Stream 2 AGбудет самостоятельно, независимо от "Газпрома". Даже не пытайтесь понять смысл этой формулировки, для этого требуется постичь бюрократическую логику еврочиновников, а простому смертному она недоступна в принципе.
Можно еще проще: ФСА старается доказать всем, и себе в том числе, что деятельность Nord Stream 2 AG как оператора "Северного потока – 2" не будет зависеть от решений и указаний своего единственного акционера. За четыре месяца, которые имеются у ФСА на проведение процедуры сертификации независимого оператора, специалистам ФСА предстоит разработать пакет документов, который убедит в независимости Nord Stream 2 их самих и любого, кому доведется прочитать этот пакет документов. Непростая работа, четыре месяца на ее выполнение – не такой уж большой срок.
Заинтересованность Германии
Для чего статус "независимого оператора" нужен "Газпрому" для его дочерней компании, объясняется просто. Наличие статуса ITOснимает любые ограничения на режим работы газовой магистрали, то есть правило, по которому один поставщик имеет право бронировать не более 50 процентов транзитной мощности газовой магистрали, становится не обязательным. Но работа "Северного потока – 2" на проектной мощности, то есть поставка 55 миллиардов кубометров российского газа, нужна и самой Германии, какие бы словесные кружева ее политики не плели вокруг этого проекта.
Дополнительные объемы газа нужны немецким потребителям – это раз. Поставки газа по маршруту, который не проходит по территории стран-транзитеров, и надежнее, и дешевле – это два. Три – маршрут "Северного потока – 2" менее протяженный, чем любые из имеющихся, он короче, чем поставки через Белоруссию и Польшу по МГП "Ямал – Европа", чем поставки через ГТС Украины. А раз меньше протяженность, то меньше требуется компрессорных станций, что тоже делает поставку более дешевой. Четвертая причина чуть менее очевидна, но не менее важна. С ноября 2021 года в Германии начались торги на новом газовом хабе Trading Hub Europe (THE), который образован объединением хабов GASPOOL и NetConnect Germany. Если по "Северному потоку – 2" на этой торговой площадке появятся новые физические объемы газа, THEстанет серьезнейшим конкурентом ведущему газовому хабу Евросоюза – голландскому TTF. Победит немецкий хаб в конкурентной борьбе голландскую площадку – значит, цены на природный газ для Северной Европы будут формироваться именно в Германии. А это уже серьезно: для Германии это отличный шанс увеличить свое влияние в Евросоюзе.
Немецкая "внучка" "Газпрома"
Если помнить вот об этих четырех причинах, которыми тихо, не афишируя, руководствуется ФСА, то причина, по которой была приостановлена сертификация независимого оператора "Северного потока – 2", выглядит куда более занимательно, чем простая попытка выполнить бюрократическую процедуру.
Официально озвученная причина приостановки сертификации: необходимость регистрации в юрисдикции Германии нового юридического лица – дочерней компании Nord Stream 2 AG. В ноябре 2019 года бундестаг внес в Закон об энергетическом хозяйстве ФРГ изменения, согласно которым ФСА не имеет права сертифицировать иностранную компанию в качестве независимого оператора, а то, что Nord Stream 2 AGзарегистрирована в Швейцарии, то есть в стране, не входящей в состав ЕС, – дополнительное "отягощение". Почему это несоответствие не было замечено сразу? Ведь Nord Stream 2 AGзаявку о сертификации направила в июне 2021 года, а ФСА сообщило, что принимает к рассмотрению этот пакет документов в сентябре. Два месяца ФСА изучало пакет документов и "не заметило" такой недочет? Да, именно так – ошибочка вышла, причем со стороны именно ФСА. Поэтому после того, как Nord Stream 2 AGзарегистрирует свою дочернюю компанию в Германии и выполнит еще два требования ФСА, немецкий регулятор не начнет все с самого начала, а именно продолжит процедуру сертификации.
Официальное начало этой процедуры – 8 сентября 2021 года, до ее приостановки прошло два месяца и одна неделя. Будет подан новый пакет документов, теперь уже от имени немецкого юридического лица, – ФСА продолжит процедуру сертификации, до завершения которой у агентства останется один месяц и три недели. Немецкая "дочка" под названием Gas for Europe зарегистрирована 26 января 2022 года, и именно эта компания при оптимистичном развитии событий и станет тем самым "независимым оператором". Доказывать эту независимость Федеральному сетевому агентству будет уже чуточку проще, ведь Gas for Europe по отношению к "Газпрому" уже не дочерняя, а "внучатая" компания. Да, типичное бюрократическое крючкотворство, но при тех законах, регламентах, инструкциях и прочих "красотах", на основании которых живет Евросоюз, даже такая мелочь имеет значение. Но еще интереснее и еще более значимо второе требование ФСА в адрес Nord Stream 2 AG, которое та уже согласилась выполнять и выполняет. Но об этом, пожалуй, в следующей статье.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.