ВИЛЬНЮС, 26 янв – Sputnik. В будущем Клайпедский морской порт будет вынужден расширяться или довольствоваться снижением грузооборота, заявил генеральный директор порта Альгис Латакас.
"Придется когда-нибудь кому-нибудь принять решение о внешнем порте. Если не будет возможности для расширения наружу, нам придется решить, подходят ли нам те цифры, которые мы имеем сегодня", – заявил Латакас.
Он добавил, что из-за выбранного экологического курса Литве приходится отказываться от коммерчески важных крупногабаритных грузов.
"Сыпучая железная руда больше не отгружается, и мы надеемся, что и не будет отгружаться в будущем, хотя с коммерческой точки зрения это значимые финансовые потери – около двух миллионов тонн. Сейчас отношения с Казахстаном хорошие, сегодня можно было бы возить оттуда уголь и ферросплавы через Клайпеду. Но о таких грузах даже мыслей нет, даже в нынешней геополитической ситуации, когда количество грузов может упасть до 30 процентов, компании даже не задумываются об этом", – сказал Латакас.
В Литве хотели развить внешний глубоководный порт для повышения конкурентоспособности Клайпедского морского порта и сохранения его как стратегического центра логистики и транзита Восток – Запад в юго-восточной части Прибалтики. Однако в настоящее время приоритет генерального плана территории Литовской Республики отдается внутреннему развитию порта, а вопрос внешнего отложен в плане до 2030 года.
В прошлом году в порту в Литве было обработано 45,6 миллиона тонн грузов. Общий результат оказался на 4,6 процента ниже по сравнению с аналогичным периодом 2020 года.
Литва теряет транзит
На фоне того, что отношения Белоруссии со странами Запада резко ухудшились, ЕС ввел против Минска санкции, в том числе касающиеся определенных отраслей экономики.
Литва уже потеряла транзит белорусских нефтепродуктов. Кроме того, недавно возник скандал в связи с продолжающимся на фоне санкций США транзитом удобрений от компании "Беларуськалий". Контракт с компанией будет расторгнут. Белорусское предприятие указало, что в случае нарушения договора о транзите оно оставляет за собой право требовать полного возмещения ущерба, включая прямые потери и компенсации за непоставку удобрений партнерам во всем мире.
Также у Литвы резко ухудшились отношения с КНР, в результате бизнес сталкивается с трудностями при экспорте своей продукции в Китай.
Многие эксперты уже отмечали, что санкции, затрагивающие деятельность Клайпедского порта, нанесут ущерб литовской экономике, однако власти Литвы не хотят этого признавать.