14 (1) января православная церковь совершает память одного из отцов Церкви, архиепископа Кесарии Каппадокийской, богослова Василия Великого (330-379).
Василий появился на свет около 330 года в Кесарии, в благородной, богатой и знатной семье. Все ее члены отличались ревностной христианской верой: дедушка и бабушка Василия пострадали во время Великого гонения на христиан; дядя Василия и двое братьев – Григорий Нисский и Петр Севастийский – служили епископами; третий брат – Навкратий – был отшельником; сестра Макрина причислена к лику святых; а матерью Василия была святая Эмилия Кесарийская (всего у нее и ее супруга Василия Старшего было десять детей).
Отец Василия был известным законоведом и оратором и предполагал, что Василий пойдет по его стопам. Будущий святой получил прекрасное образование – сначала в Константинополе, потом в Афинах. Именно здесь он познакомился и стал дружен с Григорием Богословом. Еще одним соучеником Василия был Юлиан, будущий император, возобновивший гонения на христиан и вошедший в историю под именем Отступник.
Когда Василий вернулся на родину, то не сразу посвятил себя служению Господу. Только в конце 350-х годов, после смерти брата Навкратия, крестился и стал вести аскетичную жизнь. Какое-то время вместе с Григорием Богословом он жил в Понте и занимался изучением трудов философа Оригена, а после отправился в путешествие по Сирии и Египту.
В 357 году Василий стал священником. Для служения он выбрал Понт. В 364-м был рукоположен во пресвитеры и стал советником епископа Евсевия. Однако из-за своего аскетизма Василий не пришелся по душе епископу, и вскоре святой ушел в пустыню с целью организовать монашескую жизнь.
В 365 году Василий вернулся в Кесарию и стал управлять епархией. Он выступал против арианской ереси (учение, согласно которому Бог-Сын не единосущен Богу-Отцу), активно писал богословские сочинения, проповеди и письма, которых сохранилось не менее 300. Василий является автором двух молитв, входящих в утреннее правило (первая часть обязательного ежедневного молитвенного правила, читаемая каждое утро). Когда скончался Евсевий, Василий стал митрополитом Каппадокийским – он ревностно искоренял арианства в Малой Азии. Это привело к столкновению с императором Валентом, который исповедовал арианство. В итоге Валент разделил Каппадокию на две провинции, территория, на которой служил Василий, сократилась, и его авторитет упал. Однако он добился того, что епископами двух важных городов стали его друзья – Григорий Нисский и Григорий Богослов.
Вскоре Валент погиб, но Василий не смог воспользоваться изменившейся обстановкой, так как умер в первый день 379 года.
Святой Василий считается изобретателем иконостаса. Кроме того, он заложил некоторые основы монашеской жизни, составив такие труды, как "Краткие правила" и "Подробные правила". Среди прочего, он ратовал за благотворительную монашескую жизнь и отказ от собственности.
На Руси этот день называли Васильевым, Василием-свинятником, Василием-солноворотом. Это был первый день нового года. Накануне, в Васильев вечер, проводились различные обряды колядования (или щедрования) – народ ходил по домам, пели величальные песни и просили угощения – пироги, свиные ноги и прочее. Так и говорили: "Свинку да боровка выдай для Васильева вечерка", "Кишку да ножки в верхнее окошко". Свиное мясо было главный угощением и на Васильев день, тем более что святой Василий считался покровителем свиней.
Утром на Василия проводили так называемое посевание: дети отправлялись по домам и во дворе каждого из рукава, мешка или рукавицы рассыпали рожь, овес, гречиху, распевая посевальную песню и приговаривая: "Уроди, Боже, всякого жита по закрому, что по закрому да по великому, чтобы стало жита на весь мир". Старшая женщина в доме ловила эти зерна фартуком. Их хранили до посевных работ и добавляли к первым высеваемым семенам.
На Василия соседи ходили к друг другу в гости и угощались. К столу варили кашу, пекли печенье в форме домашнего скота и птицы. Обязательно был и печеный поросенок. Прежде чем приступать к нему, гости трижды вставали и говорили: "Чтобы свинки поросились, коровушки телились, овечки ягнились".
Еще утром этого дня каждый старался первым проснуться и принести воды из колодца или родника, чтобы умыться ею. Кто это сделал, тот весь год будет бодрым и здоровым.
Считалось, что если день Василия провести весело, то весь год будет такой. Ни в коем случае сегодня нельзя злословить и браниться. Не стоит также занимать деньги, чтобы не оказаться на весь год в долгах. Если надеть сегодня новый наряд, то на весь год получится привлечь удачу. А еще верили, что если загадать в ночь с 13 на 14 января желание, оно обязательно сбудется.
Также считалось, что если на Василия мороз и снег, быть хорошему урожаю. О том же самом говорил и туман.