Конфликт с Китаем стал серьезным экономическим вызовом для Литвы (ее бизнеса), поскольку Пекин решил сделать Вильнюс образцовым противником и жертвой, и теперь неясно, чем все закончится. Тайвань пытается отблагодарить литовцев (принимая грузы, не принятые китайцами, и обещает 200 миллионов долларов инвестиций). Однако это не решит проблему неудавшихся отношений Литвы с Китаем, который ждет изменения названия тайваньского представительства.
Именно на этом фоне представитель Науседы Ридас Ясюленис прокомментировал: "Ошибка не в том, что было открыто тайваньское представительство. Ошибочно открывать представительство с таким названием без предварительного согласования с президентом Литовской Республики, просто поставив его перед фактом".
Однако министр иностранных дел Габриэлюс Ландсбергис сказал: "Все действия не только согласовывались с президентом до открытия представительства, но и активно согласовывались". В то же время Радвиле Моркунайте, староста консервативной фракции в Сейме, отметила: "Последовательная непоследовательность – вот как бы я назвала позицию президента по тайваньской миссии сегодня. Просто замечу, что позиция главы государства снова изменилась <…>. Сегодня он говорит, что название представительства – это ошибка. Ошибка – это делать такие заявления и переменчивость мнений".
Заявление Науседы критически оценили и местные эксперты. К примеру, политолог Рамунас Вильпишаускас отметил, что упреки президента в адрес Ландсбергиса отчасти оправданы, но сама позиция главы страны вызывает вопросы, а различные мнения ухудшают имидж Литвы в глазах партнеров. Представитель Министерства иностранных дел Китая сказал: "Признание ошибки – это шаг в правильном направлении, но, что более важно, принятие мер".
В этой ситуации следует уловить два момента. Во-первых, создается впечатление, что упомянутая выше "последовательная непоследовательность" становится стратегией Науседы в его отношениях с консерваторами. Другими словами, очевидно, что он тоже несет ответственность как за транзит белорусских удобрений, так и за конфликт с Китаем, но он пытается убедить людей, что виноваты только его оппоненты, надеясь, что люди поверят ему, а не словам Ландсбергиса и/или Моркунайте.
Да, это несправедливо. Но у Науседы были хорошие учителя – не он, а консерваторы начали конфликт; не он, а консерваторы делают то, что хотят, и часто высокомерно игнорируют позицию других. Насколько вышеупомянутая стратегия президента оправдает себя, пока неясно, но другая сторона нервничает, поскольку чувствует, что она начинает выглядеть хуже, чем Науседа.
Второй – и более важный – момент: играя во внутриполитические игры, нельзя забывать, что они не решают главной проблемы. То, что Науседа убедит большинство общества в том, что во всем виноват Ландсбергис, не поможет литовскому бизнесу. Если была допущена ошибка, ее необходимо исправить. Вопрос в том как?
Первый вариант – сменить название представительства, но тогда суверенная внешняя политика страны потеряет лицо. Второй вариант – компенсировать бизнесу убытки (дать деньги и помочь найти другие рынки), но это очень сложно, и Китай продолжит удерживать своих торговых партнеров по всему миру от бизнеса с литовскими компаниями. Третий вариант – сделать так, чтобы более сильные западные союзники (в первую очередь ЕС) убедили Пекин пересмотреть свою политику наказания в отношении Литвы, поскольку это также вызов и для них, но пока не видно, чтобы они были готовы испортить отношения с Китаем в интересах каких-то литовцев.
Однако можно было бы начать с исправления ошибки, которую Науседа, по словам лидера "Союза крестьян и зеленых Литвы" Рамунаса Карбаускиса, допустил чуть больше года назад, утвердив кабинет министров Ингриды Шимоните. "Президент, министр Габриэлюс Ландсбергис должен быть отправлен в отставку, пока не стало слишком поздно", – отметил Карбаускис.
Но важно не то, кто больше виноват в случившемся, а то, что интересы государства в любом случае пострадают. А все потому, что внешняя политика Литвы часто работает по принципу "сначала делаю, потом думаю" (непрофессионально и популистски), потому что внешняя политика Литвы – это одна большая ошибка.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.