20 (1) декабря православная церковь совершает память преподобного Нила Столбенского (конец XV века – 7 декабря 1555 года).
Житие святого Нила было составлено в XVI веке. В его основу легли записи о жизни и чудесах Нила, которые оставил первый игумен Нило-Столобенской пустыни Герман.
Нил был родом из Новгородской земли. О его семье сведений не осталось. Известно только, что он рано осиротел и пришел в Крыпецкий монастырь. Там он принял постриг под именем Нил, в честь преподобного Нила Постника.
В 1515 году Нил покинул обитель и стал жить отшельником в лесу на берегу реки Черемхи. Здесь он провел 13 лет. Со временем к нему стали приходить люди – за наставлениями и духовной помощью. Однако людское внимание было в тягость отшельнику, и в 1528 году он перебрался на озеро Селигер – на остров Столобный. Здесь он построил небольшую часовню и келью, где в одиночестве прожил 27 лет. Нил был строгим аскетом, согласно житию, он даже спал стоя.
Подвижничество Нила было противно дьяволу, и он постоянно изводил святого, однако не смог его одолеть. Кроме духовных тягот, Нилу пришлось пережить и физические: люди, населявшие окрестные места, хотели извести святого. Однажды они подпалили лес, полагая, что огонь уничтожит и келью отшельника. Однако по молитве Нила пожар прекратился, а устыженные люди вернулись домой.
Как-то раз на Нила напали разбойника, требуя, чтобы он отдал им сокровища. Нил сказал им, что сокровище в келье в углу. Разбойники вошли и увидели икону Богоматери с Младенцем и тут же ослепли. Тогда в страхе и раскаянии стали они молить Нила о прощении. Он простил их, к ним вернулось зрение, а преподобный наставил их на путь истинный. Упоминаются в житие и другие случаи, когда преподобный возвращал людей к праведной жизни.
Заранее готовясь к смерти, преподобный выкопал могилу и вытесал гроб. Он умер 7 декабря 1555 года. Накануне его посетил игумен Сергий, настоятель Никольского Рожковского монастыря. Он исповедал и причастил отшельника. На следующий день Сергий прибыл на остров с другими монахами и похоронил Нила.
Вскоре началось местное почитание святого. Сохранилось немало деревянных скульптур, изображавших преподобного. Эта традиция продолжалась очень долго – такие скульптуры изготавливались в Нило-Столобенской пустыни (основателем которой является преподобный) для паломников.
В народном календаре с этого дня заканчивались зимние праздники: никаких посиделок и застолий вскладчину больше не проводилось до Рождества. Незамужние девушки начинали шить приданое – "шитье на грядущее житье". Перед работой обязательно следовало помолиться, чтобы не "зашить" в жизнь печали и горести. Остальные готовились к Рождеству: проверяли запасы и заготовки, вычищали хлева и курятники.
20 декабря было принято посещать баню – чтобы очиститься от всего худого. Однако существовала примета, согласно которой сегодня незамужней девушке не стоило мыть голову, иначе она могла обречь себя на целый год одиночества.
Также сегодня было принято проводить время с семьей – за постным столом. Наши предки верили, что чем больше родных соберется вместе, тем счастливее будет грядущий год. А вот дарить и принимать подарки сегодня не стоило – считалось, что вместе с ними можно получить беды и неудачи.
Не стоит сегодня чрезмерно веселиться и горевать – наши предки верили, что и то и другое сулит 40 дней несчастий.
Если сегодня идет густой снег, значит, лето будет влажным. Если солнце весь день в дымке, значит, скоро будет метель. А если сегодня ясно, скоро наступят сильные морозы.