По правилам политического этикета каждое заявление министра об отставке глава правительства должен рассматривать и консультироваться с президентом. А зная о не особо теплых отношениях Ингриды Шимоните с Гитанасом Науседой, можно предположить, что состоявшееся накануне рандеву было горячим. Сразу после разразившегося скандала с транзитом белорусских удобрений через территорию Литвы, который не удалось остановить даже с помощью санкций США, президент заявил, что это даже не промах, а грубейшая ошибка министров. Тем самым он дал понять, что призывает их уйти в отставку. Подтвердил ли он свою жесткую позиции и глаза в глаза премьер-министру? Об этом можно судить лишь предположительно. После встречи никаких заявлений для прессы не последовало. А сама премьер Ингрида Шимоните в эфире национального телевидения лишь коротко заявила, что не исключает отставки всего правительства.
"Я не исключаю такой возможности, могу сказать прямо <…> Если возникает так много вопросов по поводу деятельности правительства, то, возможно, правительству, если оно не способно ответить на эти вопросы, следует прекратить действие своего мандата, и какое-то другое правительство могло бы продолжить эту работу с нуля", – цитируют литовские СМИ Ингриду Шимоните.
В случае сложения своих полномочий правительством вся правящая коалиция консерваторов-либералов должна также будет сложить полномочия. И тогда президент Литвы будет вынужден своим указом распустить Сейм и назначить досрочные выборы. А это называется "политический кризис". И в период всемирной пандемии и напряженной международной обстановки он может обрушить экономику Литвы в пропасть.
Но все это мелочи по сравнению с недовольством самого Витаутаса Ландсбергиса, если кто-то посмеет обидеть его венценосного внука и унизить отставкой, что равносильно началу конца всей его политической карьеры. Вечная задача – где поставить запятую в предложении "казнить нельзя помиловать". Пожертвовать интересами всей Литвы ради чистого мундира потомка великой фамилии? И это в тот момент, когда враги со всех сторон готовы напасть на гордую Литву.
Разорванные экономические связи с соседней Белоруссией и второй экономикой мира – Китаем, многолетнее противостояние с Россией – все это плоды агрессивной политики литовских правых – консерваторов. И если раньше всей русофобской вакханалией руководил "первый фактический лидер Литвы" Витаутас Ландсбергис, то в новом правительстве – его внук Габриэлюс.
После победы на парламентских выборах осенью 2020 года назначение лидера победившей партии "Союз Отечества – Христианские демократы Литвы" Ландсбергиса-младшего именно на пост главы МИД, а не премьера, объяснялось просто. За время срока полномочий весь мир должен был увидеть молодого и энергичного будущего президента Литвы. Должность же премьер-министра – расстрельная. Все недовольство народа обычно выливается на главу правительства. А за 30 лет независимости еще ни одной коалиции не удавалось удержаться у власти два срока полномочий подряд.
Угодить вечно ворчащему литовцу очень сложно. Он всегда голосует за "кота в мешке" в виде новенькой политической партии, раздающей красивые обещания. Так было в 2004 году с Партией труда, затем с шоу-фриками Арунаса Валинскаса. И победа в 2016 году "Союза крестьян и зеленых Литвы" не столько заслуга "крестьян" и лично Рамунаса Карбаускиса, сколько недовольство бесхребетным на тот момент лидером социал- демократов Альгирдасом Буткявичюсом.
Это понимают и опытные бойцы – консерваторы. И в 2024 году они спокойно отдадут власть. А перед этим дадут последний и решительный бой на выборах президента. Для консерваторов главная задача эпохи – вписать в исторический список президентов Литвы фамилию Ландсбергисов, чтобы духовный отец нации в мир иной уходил с улыбкой полного удовлетворения. Ну а все остальное – уровень жизни и благосостояния народа – уже не так важно.
Главное, за четыре года безграничного правления пополнить партийные закрома, чтобы безбедно просидеть следующие годы в оппозиции. А официальную власть передать в руки уже прикормленных исполнителей роли "оппозиционеров".
Но кому? Вот в чем вопрос. Сегодня "из того, что было", лепят новую партию под руководством экс-премьера Саулюса Сквернялиса. В случае развала коалиции и формирования временного правительства (до досрочных выборов) именно Сквернялиса местные обозреватели рассматривают в качестве кризисного премьера.
Но в конечном итоге все сегодня будет зависеть от решения премьер-министра Ингриды Шимоните по заявлениям об отставке министра иностранных дел и министра транспорта.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.