Революция в Белоруссии в прошлом году не случилась. Но в Литве не унывают и готовят новую. И знамя ее – Светлана Тихановская, которую холят и лелеют, как дорогой выставочный экспонат. И на которую, по подсчетам местных политиков, тратят из бюджета до полумиллиона евро в год.
Полмиллиона – сущие пустяки для богатой Литвы. А вот потери от транзита белорусских нефтепродуктов и вот теперь калийных удобрений – это уже сотни миллионов евро прямых убытков. Косвенные убытки – безработные железнодорожники, портовики и недополученные их семьями средства – подсчитать сложнее. Эти убытки на миллиарды.
Напомним, что через литовские ворота "Беларуськалий" ежегодно экспортирует около 11 миллионов тонн удобрений. Сами можете представить, какой это объем и какие деньги получает бюджет Литвы за транзит. Только компания LTG Cargo в год зарабатывала на белорусских удобрениях более 60 миллионов евро.
Но, по мнению правящей элиты, свобода и демократия у соседей для литовского народа дороже, чем какие-то жалкие евро. Вот и за свободу Тайваня Литва готова платить из собственного кармана, лишь бы далеким тайцам было хорошо и уютно без "коммунистической тирании" Пекина.
Но вернемся на границу Литвы с Белоруссией. С утра 8 декабря, согласно санкциям самого вашингтонского обкома, а не конторы рангом ниже – евросоюзного райкома, удобрениям от "белорусский диктатуры" запрещено пересекать границу "истинной демократии". В США и так смилостивились. Санкции ввели еще в августе, но дали предпринимателям временной люфт до начала декабря. Мол, мы же не звери какие-то и всегда выступаем за "честный бизнес".
А вот теперь посмотрим, как литовцы с энтузиазмом будут "плакать, колоться, но есть кактус", который сами же вырастили. Кто громче всех призывал ввести санкции против Минска? Кто их придумывал и озвучивал? Кто вкладывал их в уста Светланы Тихановской? Кто признал ее "легитимным президентом Белоруссии" и возит по высоким кабинетам райкомов и обкома? А еще на Нобелевскую премию мира выдвигал! Правильно, Литва. Вот, литовцы, и воплощайте введенные санкции в жизнь.
И тут они засуетились. Дело новое, неизведанное. Как бы не опростоволоситься перед начальством. Первой речь накануне, 7 декабря, в парламенте держала премьер-министр Ингрида Шимоните.
"У санкций США есть некоторые особенности, имеются (в США. – Sputnik) некоторые юридические нюансы, которые необходимо сначала полностью прояснить, в отличие от санкций Евросоюза, которые для нас уже привычны, согласованы всеми ведомствами ЕС и вводятся против компании, а не продукта (ими производимого. – Sputnik)", – витиевато рассуждала перед микрофонами журналистов Шимоните.
Мол, как говорил Бывалый в фильме "Операция Ы": "Не волнуйтесь, товарищ директор. Народ хочет разобраться, что к чему... Дело для нас новое, неосвоенное".
Почувствовав неуверенность в словах премьера, железнодорожники и портовики попытались хоть клок шерсти урвать с худой овцы и заявили, что уже законтрактованные и оплаченные объемы удобрений будут перевозиться вплоть до апреля.
По словам гендиректора Клайпедского порта, суда, перевозящие удобрения, уже стоят у причалов и ждут составы. А экспортер удобрений "Белорусская калийная компания" свои сделки планирует завершить до апреля следующего года. Это позволяет терминалу насыпных грузов в порту, который контролирует белорусский бизнесмен Игорь Удовицкий, работать до вышеуказанного срока.
"Терминал готов работать, так как они могут до 1 апреля осуществлять платежи в долларах США. Они пока работают, и они видят в этом выход (из ситуации. – Sputnik)", – цитируют литовские СМИ директора порта.
Расписался в своем незнании "что и как делать" и глава партии "Союз Отечества – Христианские демократы Литвы", министр иностранных дел Габриэлюс Ландсбергис.
"Каждый участвующий в цепочке поставок юридический субъект должен определиться, будет он заключать сделки или нет. По сути, проведение санкций в жизнь зависит от решения самого субъекта <…> Прямого юридического обязательства проводить в жизнь введенные из Америки санкции не возникает", – сказал Ландсбергис.
А потом, видимо подумав, что сморозил что-то не то, добавил, что ответственные за транзит белорусских удобрений госкомпании "Литовские железные дороги" и Клайпедский порт как бы и "не обязаны отчитываться перед государством за принятие решений". Тем самым Ландсбергис всю ответственность за воплощение в жизнь американских санкций против "Беларуськалия" возложил на транспортников и портовиков.
"Но нужно иметь в виду и политику государства, которая тоже может обусловить определенные изменения в принятии решений <…> Я не отрицаю, что это может случиться", – сказал Ландсбергис.
Мол, если у вас получится обойти санкции и еще немного заработать денег, то хорошо. А если меня, Ландсбергиса, вызовут еще раз на ковер в вашингтонский обком за ненадлежащее исполнение приказов, то не взыщите.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.