Пару недель назад в Сейме Литвы с воодушевлением восприняли инициативу президента США Джо Байдена и премьер-министра Великобритании Бориса Джонсона о "дипломатическом бойкоте" зимней Олимпиады в Пекине. В Литве же пошли еще дальше и выступили с громким призывом ко всему демократическому миру – устроить китайцам не просто дипломатический, а полный бойкот.
"Мы обращаемся к президенту, правительству и всем политикам Литвы с призывом бойкотировать Олимпийские игры в Китае, не участвовать в мероприятиях их открытия и закрытия, не направлять туда официальные государственные делегации", – говорится в петиции, которую подписали и направили президенту 17 депутатов Сейма. Зачинщиками этой громкой для всего спортивного мира инициативы выступили 13 литовских консерваторов, три члена Партии свободы, один представитель "Движения либералов" и один депутат оппозиционных социал-демократов.
МОК и весь спортивный мир вздрогнули. Шутка ли, к бойкоту главного турнира четырехлетия призвала ведущая в зимних видах спорта держава. А в Пекине, зная гордый нрав и несгибаемость литовцев, так вообще начали подсчитывать убытки от возможного демарша. Ведь не побоялись литовские правящие ни нот протеста по поводу демонстративного открытия представительства Тайваня в Вильнюсе, ни угроз полного разрыва дипломатических отношений. Да еще насмехались над терпеливыми китайцами, послав в Тайбэй представительную делегацию депутатов Сейма.
Но за последние две недели произошло несколько неприметных для обывателя событий, на которые как раз обратил внимание Sputnik Литва. Сначала министра иностранных дел Литвы Габриэлюса Ландсбергиса вызвали на ковер в Вашингтон. Что ему там сказали? Об этом скромно умалчивается. А потом вообще щелкнули по носу и не пригласили на встречу с генсеком НАТО и главой Еврокомиссии. Значит, внешняя агрессивная политика Литвы перестала устраивать высшее руководство Североатлантического альянса, ЕС и Госдепа США.
И вот первые результаты. Литовские спортсмены отправятся в Пекин как ни в чем не бывало.
"Олимпийские игры, одно лишь просто участие в них – это кульминация карьеры спортсмена, которая требует большой силы воли и труда. В них примут участие спортсмены, которые выиграли право сразиться с лучшими спортсменами мира на зимних Олимпийских играх", – гордо заявила министр Юргита Шюгждинене.
Правда, сама министр не поедет на Олимпиаду, чтобы поддержать своим присутствием спортсменов. Надо же хоть как-то сохранить свое гордое лицо после этого конфуза Литвы на международной арене. Ведь партнеры Шюгждинене по правящей коалиции свой призыв к бойкоту Олимпиады мотивировали грозными обвинениями в адрес Китая. Мол, престижные спортивные турниры не могут проводиться в авторитарных государствах, где не соблюдаются права человека. Спорт в таких государствах используется лишь для улучшения собственного имиджа на международной арене. И это в то время, когда под гнетом китайской коммунистической диктатуры в "лагерях перевоспитания" в Синьцзяне томится как минимум один миллион представителей уйгурских и других мусульманских меньшинств. Да и про свободолюбивых тайваньцев нельзя ни на минуту забывать.
Но литовские спортсмены, видимо, не вняли этим призывам и напомнили чиновникам, что спорт должен оставаться вне политики. Они там в руководстве меняются каждые четыре года, а спортсмен всю жизнь готовится, мечтает попасть на Олимпиаду и не собирается жертвовать четырьмя годами усиленных тренировок ради дешевых пропагандистских лозунгов временно правящих политиканов.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.